ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗЦОВ ИЗ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Д16ч-АТ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2025-0-4-70-80
УДК 669.018.95
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗЦОВ ИЗ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Д16ч-АТ

Опыт применения металлополимерных композиционных материалов (МПКМ) показывает, что данные материалы имеют бо́льшую выносливость, чем традиционные алюминиевые сплавы. Рассмотрены результаты сравнительных испытаний по определению упругодемпфирующих свойств разных видов МПКМ и сплава Д16. Проведенные исследования показали, что значения модуля упругости и коэффициента Пуассона исследуемых образцов панелей МПКМ практически не зависят от уровня нагружения в исследуемом диапазоне относительных деформаций и близки к значениям для сплава Д16. Демпфирующая способность незначительно зависит от структуры МПКМ и логарифмический декримент колебаний равен 5 %, при этом у сплава Д16 он не превышает 0,6 %.

Ключевые слова: металлополимеры, сплав, прочность, деформация, нагружение, упругость, metalpolymers, alloy, strength, deformation, loading, elasticity

Введение

Важность применения композитов в элементах конструкций летательных аппаратов связана с необходимостью улучшения их тактико-технических характеристик, таких как надежность, ресурс и т. п. [1, 2]. Это объясняется тем, что ряд композитов обладает более высокими по сравнению с традиционно применяемыми металлами (например, алюминиевыми сплавами) удельными механическими свойствами: модулем упругости, демпфирующей способностью, выносливостью и т. д. Именно к таким материалам относятся и металлополимерные композиционные материалы (МПКМ) [3, 4]. Кроме того, часто необходимо осуществить ремонт и модернизацию самолетного парка для продления ресурса эксплуатации воздушных судов. В этом случае применение современных МПКМ взамен алюминиевых сплавов становится единственным выходом в сложившейся ситуации.

Как показывает практика, МПКМ, состоящие из слоев алюминиевых сплавов и полимерных композитов, имеют бо́льшую выносливость, чем традиционные алюминиевые сплавы [5, 6]. Это объясняется тем, что трещины в алюминиевых слоях, зародившиеся из-за динамических нагрузок в конструкции, как правило, прекращают свое интенсивное развитие благодаря слоям полимерных композитов. Вместе с тем известно, что ~60 % авиационных аварий, обусловленных техническими причинами, связано именно с вибрационным нагружением в диапазоне относительных деформаций (50–200)·10–5, а значит и с выносливостью применяемых в конструкции летательных аппаратов материалов.

Однако применение новых материалов требует знания их физико-механических характеристик (модуля упругости, демпфирующих свойств, выносливости), которые необходимы конструкторам при создании новой техники. Определение таких характеристик возможно путем испытаний образцов новых материалов, так как их практически невозможно получить при эксплуатации изделия в целом. Причем условия испытаний образцов должны быть максимально приближены к условиям нагружения материала при эксплуатации в составе изделия. Данная работа посвящена экспериментальному исследованию зависимости динамического модуля упругости, логарифмического декремента колебаний и коэффициента Пуассона при изгибном нагружении образцов от уровня относительных деформаций и структуры МПКМ. Диапазон частот нагружения образцов составлял 500–1000 Гц, уровень относительных деформаций изменялся от 50×10–5 до 250×10–5 [7–10]. Именно в этих диапазонах частот и относительных деформаций и работает материал обшивок самолета. Такие испытания позволят выбрать рациональные структуры МПКМ с точки зрения обеспечения необходимой жесткости и демпфирования натурных обшивок самолета, разработать технологию их изготовления и существенно сократить сроки доводки изделия. Однако методы испытаний образцов из композитов при таких условиях нагружения недостаточно разработаны, чем и определяется актуальность данной тематики.

Поэтому в данной работе представлены: методика определения упругодемпфирующих свойств образцов из МПКМ при высокочастотных изгибных колебаниях и высоких уровнях относительных деформаций; оборудование для осуществления таких испытаний; методика проведения испытаний образцов из натурных панелей с различной структурой, а также разработка рациональных, с точки зрения использования в реальных конструкциях, структур материала панелей.

Для осуществления данной задачи выбрана методика определения упругодемпфирующих свойств МПКМ при резонансных изгибных колебаниях образцов по основной форме, подвешенных на струнах в узловых линиях. Для возбуждения резонансных колебаний в образцах, использовали воздушный вибровозбудитель колебаний. С помощью этой методики проведены испытания образцов натурных панелей из МПКМ. Работа выполнена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.

 

Материалы и методы

Методы измерения модулей упругости материалов весьма разнообразны. Они отличаются друг от друга характером механического воздействия на образец, видом возникающего в образце деформированного и напряженного состояния, родом наблюдаемых в эксперименте величин, типом применяемой аппаратуры [11, 12].

В области звуковых частот (102–3·104 Гц) применяют методы, отличительной чертой которых является отсутствие специальной инерционной системы, связанной с образцом. В данном случае (в особенности для материалов с высоким внутренним трением) наиболее удобным и точным оказывается резонансный способ. Он заключается в том, что в образце возбуждают резонансные колебания и по значению собственной частоты колебаний образца определяют динамический модуль упругости.

Используемый в данной работе метод определения динамического модуля упругости основан на замере частоты колебаний образца, которые возбуждаются модулированной струей сжатого воздуха. Блок-схема и внешний вид установки для испытаний приведены на рис. 1. Установка предназначена для испытаний материалов при комнатной температуре на частотах ~(102–104) Гц в широком диапазоне амплитуд колебаний.

 

 

Рис. 1. Внешний вид (а) и блок-схема (б) установки для резонансных испытаний композиционных материалов: 1 – сопло; 2 ‒ модулирующий диск; 3 – объект испытаний; 4 – тензоусилитель; 5 – прибор контроля относительной деформации; 6 – электронный осциллограф; 7 – звуковой генератор; 8 – частотомер

 

Для испытаний использовали призматические образцы в виде стержней размером 80´20´(1÷2,5) (возможны и другие размеры образцов). Стержень подвешивают на гибких струнах (в специальном приспособлении – рис. 2) в узловых линиях основной формы изгибных колебаний стержня со свободными концами, расположенными на расстоянии 0,224l от торцов стрежня. Схема крепления образцов и форма их колебаний представлены на рис. 3.

Вычисление динамического модуля упругости (в Па) производят по соотношению

                                       (1)

где l и h – длина и толщина стержня, м; ρ – плотность, кг/м3; k = 4,73 – корень характеристического уравнения частот; f – собственная частота колебаний, измеряемая экспериментально, Гц.

 

Для более точного определения динамического модуля упругости необходимо закреплять образец строго в узловых линиях основной формы изгибных колебаний и точно измерять собственную частоту колебаний стержня, поэтому ее замер производили электронным частотомером, который позволяет измерять частоту с точностью до 0,1 Гц.

Коэффициент Пуассона определяют как отношение продольных и поперечных деформаций при колебаниях стержня, измеряемых тензодатчиками. Для увеличения точности определения коэффициента Пуассона использовали тензодатчики из фольги.

 

 

Рис. 2. Крепление образцов в приспособлении

 

 

Рис. 3. Схема крепления образцов и форма колебаний

 

Для определения внутреннего трения в материале в широком диапазоне частот нагружения и амплитуд напряжений наиболее приемлемым является способ оценки внутреннего трения по относительной ширине резонансной кривой, который и использовали при проведении исследований [13–15].

В качестве параметра, характеризующего рассеяние энергии в материале, принят логарифмический декремент колебаний (d), который определяют по ширине резонансной кривой при изгибных колебаниях стержня со свободными концами, подвешенного на струнах в узловых линиях. Подвеска на струнах практически полностью исключает влияние условий закрепления на рассеяние энергии при колебаниях стержня и обеспечивает высокую точность и стабильность результатов экспериментов (рис. 1–3).

Расчетное соотношение для определения δ имеет вид

                                                              (2)

где δ – декремент колебаний; f – резонансная частота; Δf – ширина резонансной кривой, соответствующая относительным деформациям, равным 0,707 от максимальной величины.

 

Результаты и обсуждение

В табл. 1 представлены геометрические размеры (lmax – максимальная длина; hср, bср – средние толщина и ширина стержня), масса и структура образцов для определения упругодемпфирующих свойств МПКМ.

 

Таблица 1

Характеристики исследуемых образцов

Условный номер образца

Материал (угол α ‒ см. рис. 3)

lmax, мм

hср, мм

bср, мм

Масса, г

ρ,

кг/м3

0.1

Д16ч-АТ

79,85

20,10

1,17

5,06

2706,16

0.2

Д16ч-АТ

79,80

20,10

1,17

5,00

2664,31

1.1

СИАЛ-1-2/1-1,25 мм (α = 0°)

80,20

20,20

1,30

5,10

2421,59

2.1

СИАЛ-3-2/1-1,25 мм (α = 0°)

80,20

20,10

1,29

5,03

2428,26

3.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 0°)

80,20

20,10

1,48

5,69

2384,95

3.2

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 0°)

80,10

20,15

1,53

5,70

2308,21

4.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 15°)

80,15

20,10

1,48

5,71

2394,83

5.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 30°)

79,90

20,15

1,48

5,71

2394,83

6.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 45°)

80,45

20,10

1,45

5,66

2422,29

6.2

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 45°)

80,20

20,05

1,47

5,64

2394,16

7.1

АЛОР-2/1-1,8 мм (α = 0°, растяжение 0,6 %)

79,90

20,05

1,95

7,23

2314,42

8.1

АЛОР-3/2-2,4 мм (α = 0°, покрытие Ан.Окс. сернокислотное)

80,15

20,08

2,45

8,94

2267,27

9.1

СИАЛ-1-3/2-1,4 мм (α = 0°)

80,25

20,13

1,41

5,23

2296,69

10.1

СИАЛ-1-3/2-1,4 мм (α = 90°)

79,65

20,20

1,38

5,18

2332,99

11.1

АЛОР-2/1-1,25 мм (α = 90°, растяжение 2,5 %)

80,40

20,10

1,22

4,64

2353,46

11.2

АЛОР-2/1-1,25 мм (α = 90°, растяжение 2,5 %)

80,60

19,80

1,21

4,50

2330,38

12.1

АЛОР-2/1-1,25 мм (α = 90°, растяжение 3 %)

80,25

20,38

1,30

4,80

2258,16

13.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 45°, растяжение 8 %)

80,05

20,20

1,41

5,47

2399,14

14.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 45°, растяжение 13 %)

80,40

20,15

1,39

5,42

2406,87

15.1

СИАЛ-1-3/2-1,25 мм (α = 0°, влага 12 сут)

80,40

20,33

1,24

5,02

2477,40

16.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 0°, влага 3 сут)

80,25

20,18

1,47

5,64

2377,84

17.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 0°, влага 12 сут)

80,20

20,25

1,43

5,60

2411,31

18.1

СИАЛ-2-3/2-1,8 мм (α = 0°)

82,50

20,60

1,91

7,00

2156,47

 

Для проведения испытаний на образцы МПКМ наклеивали тензометры с базой 5 мм. Уровень максимальных относительных деформаций замеряли с помощью датчика, наклеенного вдоль оси образца; коэффициент Пуассона определяли с помощью датчика, наклеенного в ортогональном направлении; логарифмический декремент колебаний определяли по ширине резонансной кривой на уровне 0,707emax. Характерный вид резонансной кривой для исследуемых образцов представлен на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика образца 7.1 АЛОР-2/1-1,8 мм (α = 0°, растяжение 0,6 %)

 

Результаты исследования упругодемпфирующих характеристик представлены в табл. 2 и проиллюстрированы на рис. 5–7 (где ε – амплитуда относительной деформации; fр – резонансная частота; fmax – верхняя частота, соответствующая 0,707εmax; fmin – нижняя частота, соответствующая 0,707εmin; E – модуль упругости; μ – коэффициент Пуассона; δ – логарифмический декремент колебаний).

 

Таблица 2

Упругодемпфирующие характеристики

Условный номер образца

Вид образца

ε·105

fр, Гц

fmax, Гц

fmin, Гц

Е, ГПа

μ

δ, %

0.1

Д16ч-АТ

50

951,00

952,20

949,8

69,38

0,296

0,4

100

948,50

950,00

945,00

69,02

0,296

0,5

150

933,25

935,03

931,47

66,81

0,6

0.2

Д16ч-АТ

50

956,50

957,41

955,58

68,33

0,3

100

943,25

944,75

941,75

66,45

0,5

150

926,75

928,52

924,98

64,15

0,6

1.1

СИАЛ-1-2/1-1,25 мм

(α = 0°)

50

1100,50

1102,00

1099,00

67,96

0,86

100

1100,25

1101,50

1098,50

67,93

0,86

150

1099,00

1102,00

1096,50

67,78

1,57

2.1

СИАЛ-3-2/1-1,25 мм

(α = 0°)

50

1083,00

1088,00

1081,25

67,53

0,296

1,96

100

1083,00

1086,50

1079,50

67,53

0,296

2,03

150

1083,75

1087,75

1082,00

67,62

0,292

1,67

200

1082,25

67,44

3.1

АЛОР-2/1-1,5 мм

(α = 0°)

50

1245,25

1250,00

1241,50

66,11

0,296

2,14

100

1246,75

1251,25

1242,75

66,27

2,14

150

1243,25

1250,25

1237,75

65,90

3,16

3.2

АЛОР-2/1-1,5 мм

(α = 0°)

50

1249,25

1251,00

1246,75

59,95

0,296

1,07

100

1248,50

1251,50

1245,25

59,88

0,296

1,57

150

1245,75

1251,00

1241,75

59,61

0,312

2,33

4.1

АЛОР-2/1-1,5 мм

(α = 15°)

50

1235,00

1239,00

1228,00

65,14

0,345

2,80

100

1228,00

1231,75

1220,00

64,40

0,320

3,01

150

1225,00

1230,75

1221,00

64,09

2,50

5.1

АЛОР-2/1-1,5 мм

(α = 30°)

50

1240,75

1246,00

1237,25

58,75

0,246

2,22

100

1239,00

1243,00

1235,25

58,59

0,271

1,97

150

1232,75

1241,75

1228,75

58,00

0,263

3,31

Условный номер образца

Вид образца

ε·105

fр, Гц

fmax, Гц

fmin, Гц

Е, ГПа

μ

δ, %

6.1

АЛОР-2/1-1,5 мм

(α = 45°)

50

1201,50

1207,50

1196,50

66,39

0,286

2,88

100

1202,50

1209,75

1197,75

66,50

0,296

3,14

150

1202,25

1211,25

1196,50

66,47

0,263

3,85

200

1199,00

1210,25

1192,25

66,11

4,72

6.2

АЛОР-2/1-1,5 мм

(α = 45°)

50

1264,50

1268,00

1262,00

69,84

0,345

1,49

100

1263,50

1267,00

1260,50

69,73

0,345

1,62

150

1260,25

1268,50

1255,50

69,37

0,345

3,24

200

1255,50

1268,00

1248,00

68,85

5,00

7.1

АЛОР-2/1-1,8 мм

(α = 0°, растяжение

0,6 %)

50

1585,60

1590,00

1581,60

59,02

0,335

1,66

100

1584,80

1590,00

1580,80

58,96

0,330

1,82

150

1581,60

1590,00

1574,40

58,72

0,345

3,10

200

1570,40

1586,80

1564,80

57,89

0,345

4,40

8.1

АЛОР-3/2-2,4 мм (α = 0°, покрытие

Ан.Окс.

сернокислотное)

50

2021,60

2028,40

2014,80

60,29

0,296

2,11

100

2018,40

2025,20

2012,40

60,10

0,296

1,99

150

2012,80

2020,40

2007,20

59,76

0,296

2,06

9.1

СИАЛ-1-3/2-1,4 мм

(α = 0°)

50

1189,00

1193,00

1185,25

64,09

0,276

2,05

100

1189,75

1195,00

1186,25

64,17

0,271

2,31

150

1189,00

1194,00

1185,50

64,09

2,25

10.1

СИАЛ-1-3/2-1,4 мм (α = 90°)

50

1116,25

1121,25

1111,25

58,15

0,296

2,81

100

1114,75

1120,50

1110,00

57,99

0,271

2,96

150

1115,25

1121,75

1111,50

58,04

0,263

2,89

200

1115,25

1121,00

1108,25

58,04

0,271

3,59

11.1

АЛОР-2/1-1,25 мм (α = 90°,

растяжение 2,5 %)

50

1069,75

1074,75

1066,50

71,58

0,296

2,42

100

1069,00

1071,75

1065,75

71,48

0,296

1,76

150

1067,50

71,28

11.2

АЛОР-2/1-1,25 мм (α =90°,

растяжение 2,5 %)

50

1055,00

1059,25

1051,75

70,75

0,296

2,23

100

1055,75

1059,75

1052,00

70,85

0,296

2,31

150

1056,50

1059,75

1053,50

70,95

1,86

200

1056,00

1060,00

1052,25

70,88

2,31

12.1

АЛОР-2/1-1,25 мм (α = 90°,

растяжение 3 %)

50

1144,75

1148,25

1139,00

68,73

0,276

2,54

100

1143,25

1148,00

1138,25

68,55

0,271

2,68

150

1140,75

1148,50

1136,25

68,25

0,273

3,37

200

1139,50

68,10

0,271

13.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 45°,

растяжение 8 %)

50

1201,50

1204,50

1198,75

67,70

0,296

1,50

100

1201,75

1205,25

1198,00

67,73

0,296

1,90

150

1200,50

1205,50

1196,00

67,59

0,279

2,49

200

1199,00

1203,00

1189,75

67,42

0,296

3,47

14.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 45°,

растяжение 13 %)

50

1186,25

1189,50

1182,75

69,33

0,296

1,79

100

1185,00

1189,75

1182,50

69,18

0,320

1,92

150

1185,00

1189,75

1179,50

69,18

0,329

2,72

200

1180,50

1190,50

1175,25

68,66

0,276

4,06

15.1

СИАЛ-1-3/2-1,25 мм (α = 0°,

влага  12 сут)

50

1037,50

1040,75

1034,00

68,58

0,296

2,04

100

1035,75

1040,50

1030,00

68,35

0,296

3,18

150

1037,00

1042,00

1031,00

68,51

0,296

3,33

200

1034,75

68,21

16.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 0°,

влага 3 сут)

50

1228,50

1234,25

1222,25

65,64

0,296

3,07

100

1228,00

1233,25

1224,00

65,59

0,296

2,37

150

1224,50

1233,25

1219,50

65,21

0,279

3,53

200

1224,75

1236,00

1217,00

65,24

0,271

4,87

17.1

АЛОР-2/1-1,5 мм (α = 0°,

влага 12 сут)

50

1228,00

1229,75

1225,25

69,62

0,296

1,15

100

1228,25

1230,25

1225,00

69,65

0,296

1,34

150

1227,00

1230,75

1223,75

69,50

0,296

1,79

18.1

СИАЛ-2-3/2-1,8 мм (α = 0°)

50

1468,80

1471,20

1466,00

55,93

0,296

1,11

100

1469,20

1471,20

1466,40

55,96

0,271

1,03

150

1468,40

1470,80

1466,00

55,90

1,03

200

1466,80

1470,40

1464,80

55,77

1,20

 

Рис. 5. Изменение логарифмического декремента колебаний для композитов СИАЛ с разной структурой

 

 

Рис. 6. Изменение логарифмического декремента колебаний для композитов АЛОР-2/1-1,5 с разной укладкой

 

 

Рис. 7. Изменение логарифмического декремента колебаний для композитов АЛОР с разной структурой

Анализ результатов испытаний показывает, что значения динамического модуля упругости и коэффициента Пуассона для исследуемых образцов панелей МПКМ находятся в диапазонах Е = (5,50–7,2)·1010 Па и μ = 0,24–0,35, практически не зависят от уровня нагружения в исследуемом диапазоне относительных деформаций ((50–200)·10–5) и близки к значениям модуля упругости и коэффициента Пуассона для деформируемого алюминиевого сплава Д16ч-АТ (табл. 2). Демпфирующая способность (логарифмический декремент колебаний) незначительно зависит от структуры МПКМ и в исследуемом диапазоне изменения относительных деформаций не превышают 5 %. Это объясняется тем, что композит находится вблизи нейтрального слоя и при изгибных колебаниях образцов практически не участвует в рассеянии энергии. В то же время логарифмический декремент колебаний сплава Д16 не превышает 0,6 %.

 

Заключения

В результате исследований выявлено:

‒ разброс значений динамического модуля упругости и коэффициента Пуассона обусловлен структурными особенностями образцов, т. е. соотношением доли композита и алюминиевого сплава и содержанием клеевой матрицы в составе композитного слоя;

– в исследуемом диапазоне изменения относительных деформаций логарифмический декремент колебаний в зависимости от структуры МПКМ составил от 1 до 5 %.

Для образцов из МПКМ установлено:

– при изменении угла вырезки образца от 0 до 45 градусов к оси армирования величина декремента увеличивается на 1,5–2 %;

– уровень остаточной деформации (от 0 до 3 %) в предварительно растянутых образцах незначительно влияет на величину декремента;

– термовлажностное воздействие также незначительно влияет на величину декремента.

Логарифмический декремент колебаний образцов из сплава Д16ч-АТ не превышает 0,6 %.

В дальнейшем необходимо провести исследования выносливости МПКМ с целью выявления их преимуществ по сопротивлению усталости по сравнению с алюминиевыми деформируемыми сплавами.

Необходимо продолжить исследования динамической прочности (выносливости и демпфирования) элементов натурных конструкций планера самолета из МПКМ (фрагментов заклепочных соединений и т. д.) при высокочастотном динамическом нагружении.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения – основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект & Технологии. 2016. № 2. С. 41–46.
2. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. № 3. С. 2–14.
3. Дуюнова В.А., Кутырев А.Е., Серебренникова Н.Ю., Вдовин А.И., Сомов А.В. Исследование воздействия агрессивных факторов внешней среды на развитие коррозионных поражений на образцах слоистого металлостеклопластика класса СИАЛ // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 4 (65). Ст. 09. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 16.09.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-81-90.
4. Дуюнова В.А., Серебренникова Н.Ю., Нефедова Ю.Н., Сидельников В.В., Сомов А.В. Методы формообразования металлополимерных композиционных материалов (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2022. № 1 (66). Ст. 06. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 16.09.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-1-65-77.
5. Каблов Е.Н., Кулагина Г.С., Железина Г.Ф., Лонский С.Л., Куршев Е.В. Исследование микроструктуры однонаправленного органопластика на основе арамидных волокон Русар-НТ и эпоксидно-полисульфонового связующего // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 4 (61). С. 19–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-4-19-26.
6. Антипов В.В., Серебренникова Н.Ю., Коновалов А.Н., Нефедова Ю.Н. Перспективы применения в авиационных конструкциях слоистых металлополимерных материалов на основе алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 1 (58). С. 45–53. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-45-53.
7. Гриневич А.В., Румянцев Ю.С., Морозова Л.В., Терехин А.Л. Исследование усталостной долговечности алюминиевых сплавов 1163-Т и В95о.ч.-Т2 после поверхностного упрочнения // Авиационные материалы и технологии. 2014. № S4. С. 93–102. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s4-93-102.
8. Железина Г.Ф. Трещиностойкие металлоорганопластики для авиационных конструкций: автореф. дис. … канд. техн. наук. М.: ВИАМ, 1996. 32 с.
9. Лавро Н.А., Барабаш В.Н., Ефимов В.А. Прогнозирование срока службы и ресурса самолетных крупногабаритных обтекателей РЛС из полимерных композиционных материалов // Сб. докл. VII Междунар. науч. конф. по гидроавиации «Гидроавиасалон–2008»: в 2 ч. Геленджик, 2008. Ч. 1. С. 353–360.
10. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Аниховская Л.И. Клеевые препреги для слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ // Труды ВИАМ. 2014. № 1. Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 16.09.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-1-5-5.
11. Постнов А.В., Постнов В.И., Вякин В.Н. Упругодемпфирующие свойства металлополимерных композитов при высокочастотном нагружении // Вестник СГАУ им. С.П. Королева. 2011. № 3. С. 80–87.
12. Загребалов А.А., Кишкина С.И. Остаточные напряжения и выносливость композиционных материалов // Вопросы авиационной науки и техники. Сер.: Авиационные материалы. М.: ВИАМ, 1990. С. 87–93.
13. Грабильников А.С., Машинская Г.П., Железина Г.Ф., Зиневич О.М., Деев И.С. Межслойная трещиностойкость гибридного композиционного материала алор // Механика композиционных материалов. 1990. Т. 30. № 2. С. 196–206.
14. Нестеренко Г.И. Остаточная прочность подкрепленных конструкций с обширными и многоочаговыми усталостными повреждениями // Прочность, колебания и ресурс авиационных конструкций и сооружений. М.: ЦАГИ, 2002. С. 112–117.
15. Сенаторова О.Г., Аниховская Л.И., Сидельников В.В. и др. Сопротивление усталости и особенности разрушения листовых алюмостеклопластиков // Тез. докл. Междунар. конф. «Слоистые композиционные материалы – 98». Волгоград: ВГТУ, 1998. С. 86–88.
1. Kablov E.N. New generation materials – the basis of innovations, technological leadership and national security of Russia. Intellekt & Tekhnologii, 2016, no. 2, pp. 41–46.
2. Kablov E.N. Aerospace materials science. Vse materialy. Entsiklopedicheskiy spravochnik, 2008, no. 3, pp. 2–14.
3. Duyunova V.A., Kutyrev A.E., Serebrennikova N.Yu., Vdovin A.I., Somov A.V. Examination of the impact of aggressive environmental factors on the development of corrosion damage on samples of laminated glass-reinforced plastic of SIAL class. Aviation materials and technologies, 2021, no. 4 (65), paper no. 09. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: September 16, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-81-90.
4. Duyunova V.A., Serebrennikova N.Yu., Nefedova Yu.N., Sidelnikov V.V., Somov A.V. Methods of forming metal-polymer composite materials (review). Aviation materials and technologies, 2022, no. 1 (66), paper no. 06. Available at: http://www.journal.viam.ru (ассеssed: September 16, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-1-65-77.
5. Kablov E.N., Kulagina G.S., Zhelezina G.F., Lonskii S.L., Kurshev E.V. Microstructure research of the unidirectional organoplastic based on Rusar-NT aramid fibers and epoxy-polysulfone binder. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 4 (61), pp. 19–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-4-19-26.
6. Antipov V.V., Serebrennikova N.Yu., Konovalov A.N., Nefedova Yu.N. Perspectives of application of fiber metal laminate materials based on aluminum alloys in aircraft design. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 1 (58), pp. 45–53. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-45-53.
7. Grinevich A.V., Rumyancev Yu.S., Morozova L.V., Terehin A.L. Study of fatigue life of 1163-T and V95o.ch.-T2 aluminum alloys after surface hardening. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2014, no. S4, pp. 93–102. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s4-93-102.
8. Zhelezina G.F. Crack-resistant metal-organoplastics for aircraft structures: thesis abstract, Cand. Sc. (Tech.). Moscow: VIAM, 1996, 32 p.
9. Lavro N.A., Barabash V.N., Efimov V.A. Forecasting the service life and resource of large-sized aircraft radar radomes made of polymer composite materials. VII Int. Scientific Conf. on Hydroaviation «Gidroaviasalon-2008»: in 2 parts. Gelendzhik, 2008, part 1, pp. 353–360.
10. Lukina N.F., Dementeva L.A., Anikhovskaya L.I. Adhesive prepregs for laminated aluminum glass plastics (SIAL). Trudy VIAM, 2014, no. 1, paper no. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: September 16, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-1-5-5.
11. Postnov A.V., Postnov V.I., Vyakin V.N. Elastic-damping properties of metal-polymer composites under high-frequency loading. Vestnik SGAU im. S.P. Koroleva, 2011, no. 3, pp. 80–87.
12. Zagrebalov A.A., Kishkina S.I. Residual stresses and fatigue of composite materials. Issues of aviation science and technology. Ser.: Aviation materials. Moscow: VIAM, 1990, pp. 87–93.
13. Grabilnikov A.S., Mashinskaya G.P., Zhelezina G.F., Zinevich O.M., Deev I.S. Interlayer crack resistance of the hybrid composite material Alor. Mekhanika kompozitsionnykh materialov, 1990, vol. 30, no. 2, pp. 196–206.
14. Nesterenko G.I. Residual strength of reinforced structures with extensive and multi-focal fatigue damage. Strength, vibrations and resource of aircraft structures and constructions. Moscow: TsAGI, 2002, pp. 112–117.
15. Senatorova O.G., Anikhovskaya L.I., Sidelnikov V.V. et al. Fatigue resistance and fracture features of sheet aluminum-glass plastics. Reports Int. Conf. «Layered Composite Materials – 98». Volgograd: VSTU, 1998, рp. 86–88.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.