Статьи
Приведены результаты исследования влияния постоянного или импульсного режима работы инвертора отрицательного потенциала при градиентном осаждении защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 на стойкость к воздействию сульфидно-оксидной коррозии (СОК) при температуре 950 °С на базе 30 циклов и окалиностойкость при температуре 1100 °С на базе 200 ч. Установлено, что повышенную стойкость композиции «сплав–покрытие» к воздействию СОК и окалиностойкость показывают покрытия, нанесенные при постоянном режиме работы инвертора и с повышенным потенциалом 70 В.
Введение
В настоящее время продление ресурса рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя, работающих в условиях агрессивного воздействия сульфидно-оксидной и газовой коррозии, является актуальной задачей авиационного материаловедения [1, 2].
Наиболее действенный способ продления ресурса заключается в нанесении на трактовую поверхность лопатки из жаропрочного никелевого сплава защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13, разработанного в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ для защиты от газовой коррозии при температуре до 1050 °С и от сульфидно-оксидной коррозии (СОК) при температуре до 950 °С [3–10].
Данный тип покрытия разработан как альтернатива хорошо зарекомендовавшему себя конденсированному покрытию марки СДП-6 для защиты лопаток газоперекачивающих агрегатов от воздействия СОК [11].
Для повышения защитных свойств покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 исследованы новые режимы напыления и предложено наносить никелевый подслой на начальной стадии при сниженной величине тока для формирования более мелкой капельной фазы с последующим градиентным ростом энергии распыления для дальнейшего увеличения размера этой фазы и сокращения времени осаждения. Поставлена задача – исследовать влияние постоянного или импульсного режима действия инвертора отрицательного потенциала при градиентном осаждении защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13, а также повышенного напряжения на стойкость к воздействию СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов и окалиностойкость при температуре 1100 °С на базе 200 ч [12, 13].
Осаждение защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 при заданных условиях эксперимента можно осуществлять на промышленных ионно-плазменных установках (ИПУ) разработки НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ. Преимуществом данных установок является качественное нанесение защитных и функциональных покрытий по заданной управляющей программе без участия оператора. Необходимый минимальный контроль за процессом нанесения оператор осуществляет с помощью экрана монитора, наблюдая со стороны за действиями управляющей программы. Уникальность получаемого защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 заложена в основу легирования катодов для распыления и в технологический прием при его формировании, такой как варьирование параметрами инвертора отрицательного потенциала для управления концентрацией легирующих элементов в структуре [14, 15].
В представленной работе показано, что с использованием серийных инверторов отрицательного потенциала, а также инверторов с расширенным функционалом для действия второго электрического контура, можно управлять энергией ионов материала покрытия для повышения защитных свойств к воздействию СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов и окалиностойкости при температуре 1100 °С на базе 200 ч. Установлено, что повышенную стойкость системы «сплав–покрытие» к воздействию СОК и газовой коррозии имеют покрытия, нанесенные при постоянном режиме действия инвертора отрицательного потенциала относительно импульсного. Возрастание отрицательного потенциала, используемого в постоянном режиме при осаждении защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13, оказывает положительное влияние при сопротивлении воздействию СОК и на окалиностойкость.
Работа проведена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.
Материалы и методы
Для определения влияния постоянного или импульсного режима действия инвертора отрицательного потенциала при градиентном нанесении защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 и повышенного напряжения на стойкость к воздействию СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов и окалиностойкость при температуре 1100 °С на базе 200 ч, проведена садка, отличающаяся от серийной технологии осаждения градиентным началом напыления. Это необходимо для получения структурных составляющих малых размеров с последующим ростом тока вакуумной дуги и размеров капельной фазы, а также для использования при осаждении возможности инверторов отрицательного потенциала регулировать напряжение на изделиях до 70 В в постоянном или импульсном режиме, тем самым управляя концентрацией легирующих элементов в конденсате многокомпонентной плазмы.
В качестве имитации изделия изготовлены образцы-свидетели из жаропрочного никелевого сплава марки ВЖ172 прямоугольной формы с максимальными габаритами 3×20×230 мм для испытания на окалиностойкость при температуре 1100 °С и круглые (Ø25×2 мм) из сплава марки ВЖЛ21-ВИ для испытания на стойкость к воздействию СОК при температуре 950 °С.
Осаждение защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 проводили на промышленной установке для напыления с ассистированным осаждением МАП-3 (далее – ИПУ МАП-3), внешний вид которой представлен на рис. 1. Установка оснащена двумя инверторами отрицательного потенциала со встроенными ключами дугогашения – стандартным, работающим при постоянном режиме при напряжении до 450 В, и модернизированным, работающим при постоянном и импульсном режимах при напряжении до 1000 В. Параметры импульсного режима: ширина импульсов 400 мс, ширина импульсов в серии после поджига 20 мс, количество импульсов поджига 3 мс.
Рис. 1. Внешний вид установки МАП-3 для ионно-плазменного напыления с ассистированным осаждением
Подготовка поверхности образцов перед осаждением защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 состояла из операций, ничем не отличающихся от серийной операции: обезжиривание, сушка, обдувка электрокорундом, промывка, сушка.
После этапа подготовки поверхности образцы-свидетели размещали в технологической оснастке и устанавливали в рабочей камере ИПУ МАП-3, в которой для
качественного действия инвертора отрицательного потенциала размещали цилиндры для увеличения ионного тока.
Далее проводили нанесение защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 по серийной технологии: с градиентным началом напыления при действии инверторов отрицательного потенциала со встроенными ключами дугогашения в постоянном и в постоянном и импульсном режимах, а также при повышенном напряжении 70 В для увеличения концентрации хрома в конденсате. Градиентное начало напыления осуществляли при токе вакуумной дуги 500 А и заканчивали при 700 А в течение 10 мин, тем самым управляя размерами структурных составляющих конденсата. Параметры инверторов отрицательного потенциала соответствовали серийным. Особая составляющая – действие инверторов отрицательного потенциала разных производителей, в одном из которых реализован импульсный режим работы с частотой до 40 кГц. Варианты нанесенных защитных покрытий композиции СДП-1 + ВСДП-13 представлены в табл. 1.
Таблица 1
Варианты нанесенных защитных покрытий композиции СДП-1 + ВСДП-13
Условный номер образца |
Вариант нанесения |
Инвертор отрицательного потенциала |
Режим нанесения |
1 |
Градиентное |
Стандартный |
Постоянный |
2 |
Градиентное с напряжением 70 В |
||
3 |
Градиентное |
Модернизированный |
Постоянный |
4 |
Градиентное с напряжением 70 В |
||
5 |
Градиентное |
Импульсный |
|
6 |
Градиентное с напряжением 70 В |
Сравнительные испытания образцов из сплава марки ВЖЛ21-ВИ с различными вариантами нанесения защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 на стойкость к СОК осуществляли в соответствии с ММ 1.2.083–2008 (первый метод) при температуре 950 °С на базе 30 циклов.
Окалиностойкость образцов из никелевого жаропрочного сплава марки ВЖ172 с защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13 при температуре 1100 °С с выдержкой 200 ч относительно различных вариантов использования инверторов отрицательного потенциала осуществляли согласно ГОСТ 6130–71 в муфельной атмосферной печи. Следует отметить, что для сравнительных испытаний выбрали образцы сплава марки ВЖ172 с защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13, но с незащищенными торцами из-за того, что часть образца использовалась при изготовлении микрошлифов для изучения структуры после нанесения без воздействия агрессивных факторов.
Металлографические исследования образцов-свидетелей из сплавов марок ВЖЛ21-ВИ и ВЖ171 с защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенным по различным режимам, после испытаний на стойкость к воздействию СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов и на окалиностойкость при температуре 1100 °С с выдержкой 200 ч проводили на инвертируемом оптическом микроскопе с системой анализа изображения при увеличении ×500.
Результаты и обсуждение
Цель данной работы – изучение действия импульсного режима инвертора отрицательного потенциала в отличие от постоянного при осаждении защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13, а также влияния повышенного напряжения – до 70 В.
В данной работе не использовали возможности ассистированного осаждения из-за технологии нанесения защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 с финишной стадией формирования окончательной структуры – вакуумным отжигом, который нивелирует все первичные изменения структуры при осаждении.
Для исследования влияния технологических особенностей действия источников отрицательного потенциала на стойкость к воздействию СОК при температуре 950 °С применяли достаточно жесткую, но информативную сравнительную методику с использованием печей. В качестве поражающей коррозионной среды в большинстве исследовательских работ при таких условия экспериментов используют смесь солей Na2SO4+NaCl. Перед сравнительными испытаниями образцы обезжиривали органическим растворителем (ацетоном) и взвешивали на аналитических весах с точностью ±0,0002 г.
Оценку стойкости образцов с шестью вариантами нанесенного покрытия (табл. 1) к СОК проводили по удельному изменению массы и скорости коррозии. Для определения кинетики процесса СОК через каждые 5 циклов испытаний образцы взвешивали. Перед взвешиванием с целью растворения остатков солей образцы промывали в горячей и холодной воде (с использованием ультразвуковой установки), протирали волосяной щеткой, промывали и сушили.
Внешний вид образцов после сравнительных испытаний на СОК показан на рис. 2.
Рис. 2. Внешний вид образцов 1–6 (табл. 1) до (а) и после 30 циклов (б) сравнительных
испытаний на стойкость к СОК при температуре 950 °С
Видно, что до начала испытаний на СОК все нанесенные варианты защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 имеют равномерный темно-серый цвет от шлаков, вышедших на поверхность после диффузионного отжига (рис. 2, а). После 30 циклов испытаний (рис. 2, б) внешний вид образцов с защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенным по различным вариантам, достаточно сильно изменился. На поверхности видны следы оксида хрома темно- и светло-зеленого цвета. Наименьшее количество повреждений на поверхности наблюдается на варианте (образец 3) защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенного при градиентном осаждении при постоянном режиме работы модернизированного инвертора отрицательного потенциала.
Для подтверждения визуального анализа результатов сравнительных испытаний на СОК проведены измерения удельного изменения массы и скорости коррозии (табл. 2).
Таблица 2
Результаты сравнительных испытаний образцов на стойкость к СОК
при температуре 950 °С на базе 30 циклов
Условный номер образца |
Варианты нанесения |
Инвертор отрицательного потенциала |
Режим нанесения |
Удельное изменение массы, г/м2 |
Скорость коррозии, г/(м2·ч) |
1 |
Градиентное |
Стандартный |
Постоянный |
–863,60 |
28,8 |
2 |
Градиентное с напряжением 70 В |
–321,82 |
10,7 |
||
3 |
Градиентное |
Модернизированный |
Постоянный |
–236,96 |
7,9 |
4 |
Градиентное с напряжением 70 В |
–890,02 |
29,7 |
||
5 |
Градиентное |
Импульсный |
–748,39 |
24,9 |
|
6 |
Градиентное с напряжением 70 В |
–530,65 |
17,7 |
Из данных табл. 2 следует, что минимальное удельное изменение массы показал образец 3 из сплава ВЖЛ21-ВИ с нанесенным градиентным защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13 при действии модернизированного источника отрицательного потенциала в постоянном режиме (–236,96 г/м2), соответственно, минимальна и скорость коррозии 7,9 г/(м2·ч). Далее по величине снижения степени защиты от СОК следует градиентное нанесение (образец 2) при помощи стандартного инвертора отрицательного потенциала с повышенным напряжением 70 В при постоянном режиме:
–321,82 г/м2 и 10,7 г/(м2·ч) соответственно. Затем можно отметить вариант (образец 6), полученный при градиентном нанесении с повышенным напряжением при работе модернизированного инвертора отрицательного потенциала в импульсном режиме: соответственно –530,65 г/м2 и 17,7 г/(м2·ч).
Характер повреждения структуры покрытий после проведения сравнительных испытаний на СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов оценивали по микрошлифам, изготовленным из образцов. Микроструктура образца из сплава ВЖЛ21-ВИ с нанесенным градиентным защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13 при действии модернизированного инвертора отрицательного потенциала в постоянном режиме после проведения испытаний на СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов представлена на рис. 3.
Рис. 3. Микроструктура образца из сплава ВЖЛ21-ВИ с нанесенным градиентным защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13 при действии модернизированного инвертора отрицательного потенциала в постоянном режиме после проведения испытаний на СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов
На микроструктуре хорошо видна равномерная коррозия нанесенного градиентного защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 при действии модернизированного инвертора отрицательного потенциала в постоянном режиме после проведения испытаний на СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов, проникнувшая приблизительно на 2/3 толщины покрытия. Дальнейшего проникновения коррозии не обнаружено.
Композиционное покрытие СДП-1 + ВСДП-13, нанесенное на жаропрочные никелевые сплавы, помимо защиты от СОК при температуре 950 °С способно обеспечить окалиностойкость сплавов. Для исследования данных свойств проведены сравнительные испытания на жаростойкость при температуре 1100 °С с забросом температуры до 1150 °С для выявления наиболее эффективного варианта покрытия. Продолжительность экспозиции составила 200 ч, далее построены временные зависимости удельного изменения массы образцов из сплава марки ВЖ172 с защитными покрытиями композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенными по различным вариантам, которые представлены на рис. 4.
Рис. 4. Временные зависимости удельного изменения массы образцов из сплава марки ВЖ172 с защитными покрытиями композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенными по различным вариантам
Таким образом, все варианты с технологическими приемами при осаждении (градиентное нанесение, постоянный или импульсный режим действия инвертора отрицательного потенциала, повышенное напряжение для увеличения содержания хрома в конденсате покрытия) показали очень близкие результаты по окалиностойкости. Однако можно выделить самый лучший вариант градиентного нанесения защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 – это действие стандартного инвертора отрицательного потенциала без повышенного напряжения. Далее следует вариант градиентного нанесения при действии модернизированного инвертора отрицательного потенциала в импульсном режиме с повышенным напряжением 70 В. Такие результаты получены с учетом незащищенных торцов образцов.
Для понимания картины происходящих процессов в структуре защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 после проведения сравнительных испытаний на жаростойкость при температуре 1100 °С на базе 200 ч изготовлены микрошлифы. На рис. 5 представлена микроструктура образца сплава марки ВЖ172 с защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенным при градиентном осаждении с действием стандартного инвертора отрицательного потенциала без повышенного напряжения.
Рис. 5. Микроструктура образца сплава марки ВЖ172 с защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13, нанесенным при градиентном осаждении с действием стандартного инвертора отрицательного потенциала без повышенного напряжения
На микроструктуре четко видна граница соприкосновения сплава с покрытием с темными точками – это, по-видимому, пористость Киркиндалла, полученная в результате значительного превышения концентрации алюминия. Данная картина свидетельствует о том, что не следует слишком сильно легировать нижний никелевый подслой алюминием. При напылении верхнего слоя на основе алюминия необходимо учитывать соотношение толщин никелевого и алюминиевого слоев. В верхней части защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 хорошо виден слой с темными зонами – это фаза NiAl, а в средней части наблюдается небольшое скопление нитридов.
Заключения
Показано, что с использованием серийных инверторов отрицательного потенциала, а также инверторов с расширенным функционалом для действия второго электрического контура возможно управлять энергией ионов многокомпонентной плазмы для повышения сопротивления воздействию СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов и окалиностойкости при температуре 1100 °С на базе 200 ч. Установлено, что повышенную стойкость образования «сплав–покрытие» к воздействию СОК и окалиностойкость показывают покрытия, нанесенные при постоянном режиме действия инвертора отрицательного потенциала по сравнению с импульсным. Повышение напряжения смещения, работающего в постоянном режиме при осаждении защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13, оказывает положительное влияние на сопротивление воздействию СОК и окалиностойкость.
Основой эксперимента, отличающегося от серийной технологии осаждения, являлось градиентное начало нанесения покрытия для получения малой капельной фазы с последующим ростом тока вакуумной дуги и, как следствие, ростом размеров капельной фазы, а также использование при осаждении возможности инвертора отрицательного потенциала регулировать напряжение на изделиях до 70 В в постоянном или импульсном режимах, тем самым управляя концентрацией легирующих элементов в конденсате многокомпонентной плазмы.
По результатам сравнительных испытаний на СОК при температуре 950 °С на базе 30 циклов установлено, что минимальное удельное изменение массы показал образец из сплава ВЖЛ21-ВИ с нанесенным градиентным защитным покрытием композиции СДП-1 + ВСДП-13 при действии модернизированного источника отрицательного потенциала в постоянном режиме (–236,96 г/м2), минимальна также и скорость коррозии 7,9 г/(м2·ч).
После проведения испытаний на СОК при температуре 950° С на базе 30 циклов коррозионные повреждения нанесенного градиентного защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 при действии модернизированного инвертора отрицательного потенциала в постоянном режиме проникли до середины толщины покрытия без дальнейшего развития до материала подложки.
Данные сравнительных испытаний на окалиностойкость при температуре 1100 °С на базе 200 ч показывают, что все варианты с технологическими приемами при осаждении (градиентное нанесение, постоянный или импульсный режим действия инвертора отрицательного потенциала, повышенное напряжение для увеличения содержания хрома в конденсате покрытия) показали очень близкие результаты по окалиностойкости. Самый лучший вариант градиентного нанесения защитного покрытия композиции СДП-1 + ВСДП-13 получен при действии стандартного инвертора отрицательного потенциала без повышенного напряжения.
2. Каблов Е.Н., Антипов В.В. Роль материалов нового поколения в обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93. № 10. С. 907–916.
3. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 36–52.
4. Базылева О.А., Аргинбаева Э.Г., Луцкая С.А., Дмитриев Н.С. Литейный интерметаллидный сплав на основе соединения Ni3Al для турбинных лопаток газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2022. № 2 (67). Ст. 01. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 25.06.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-2-5-17.
5. Бондаренко Ю.А. Тенденции развития высокотемпературных металлических материалов и технологий при создании современных авиационных газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 2 (55). С. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-2-3-11.
6. Ечин А.Б., Бондаренко Ю.А., Колодяжный М.Ю., Сурова В.А. Обзор перспективных высокотемпературных жаропрочных сплавов на основе тугоплавких металлических материалов для производства газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2023. № 3 (72). Ст. 03. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 25.06.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2023-0-3-30-41.
7. Светлов И.Л., Петрушин Н.В., Епишин А.И., Карашаев М.М., Елютин Е.С. Монокристаллы жаропрочных никелевых сплавов, легированных рением и рутением (обзор). Часть 1 // Авиационные материалы и технологии. 2023. № 1 (70). Ст. 03. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 25.06.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2023-0-1-30-50.
8. Мубояджян С.А., Каблов Е.Н., Будиновский С.А. Вакуумно-плазменная технология получения защитных покрытий из сложнолегированных сплавов // Металловедение и термическая обработка металлов. 1995. № 2. С. 15–18.
9. Будиновский С.А., Мубояджян С.А. Эффективность двухстадийной ионно-плазменной технологии получения легированных диффузионных алюминидных покрытий на жаропрочных никелевых сплавах // Металловедение и термическая обработка металлов. 2003. № 5. С. 27–32.
10. Заварзин С.В., Оглодков М.С., Чесноков Д.В., Козлов И.А. Высокотемпературная солевая коррозия и защита материалов газотурбинных двигателей (обзор) // Труды ВИАМ. 2022. № 3 (109). Ст. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 25.06.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-3-121-134.
11. Качанов Е.Б., Тамарин Ю.А. Покрытия для защиты лопаток турбин от сульфидной коррозии // Технология легких сплавов. 2005. № 1–4. С. 171–180.
12. Медведев И.М., Никитин Я.Ю., Пузанов А.И., Лаптев А.Б. Методы испытаний жаропрочных сплавов на стойкость к сульфидно-оксидной коррозии (обзор) // Труды ВИАМ. 2018. № 11 (71). Ст. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 25.06.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-11-93-100.
13. Косьмин А.А., Будиновский С.А., Мубояджян С.А. Жаро- и коррозионностойкое покрытие для рабочих лопаток турбины из перспективного жаропрочного сплава ВЖЛ21 // Авиационные материалы и технологии. 2017. № 1 (46). С. 17–24. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-1-17-24.
14. Мубояджян С.А., Будиновский С.А. Ионно-плазменная технология: перспективные процессы, покрытия, оборудование // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 39–54. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-39-54.
15. Будиновский С.А., Ляпин А.А., Бенклян А.С. Опытно-промышленные ионно-плазменные установки МЭШ-50 и МАП-Р для нанесения защитных покрытий на детали транспортных и энергетических газотурбинных установок // Инженерный журнал: наука и инновации. 2021. № 10. С. 1–13. DOI: 10.18698/2308-6033-2021-10-2120.
2. Kablov E.N., Antipov V.V. The role of new-generation materials in ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk, 2023, vol. 93, no. 10. рp. 907–916.
3. Kablov E.N., Petrushin N.V., Svetlov I.L., Demonis I.M. Nickel foundry heat resisting alloys of new generation. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2012, no. S, pp. 36–52.
4. Bazyleva O.A., Arginbayeva E.G., Lutskaya S.A., Dmitriev N.S. Foundry intermetallic alloy based on Ni3Al compound for turbine blades gas turbine engines. Aviation materials and technologies, 2022, no. 2 (67), paper no. 01. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: June 25, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-2-5-17.
5. Bondarenko Yu.A. Trends in the development of high-temperature metal materials and technologies in the production of modern aircraft gas turbine engines. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 2 (55), pp. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-2-3-11.
6. Echin A.B., Bondarenko Yu.A., Kolodyazhny M.Yu., Surova V.A. Review of perspective high-temperature superalloys based on refractory non-metallic materials for production of gas turbine engines. Aviation materials and technologies, 2023, no. 3 (72), paper no. 03. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: June 25, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2023-0-3-30-41.
7. Svetlov I.L., Petrushin N.V., Epishin A.I., Karashaew M.M., Elyutin E.S. Single crystals of nickel-based superalloys alloyed with rhenium and ruthenium (review). Part 1. Aviation materials and technologies, 2023, no. 1 (70), paper no. 03. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: June 25, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2023-0-1-30-50.
8. Muboyadzhyan S.A., Kablov E.N., Budinovsky S.A. Vacuum-plasma technology for producing protective coatings from complex-alloyed alloys. Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov, 1995, no. 2, pp. 15–18.
9. Budinovsky S.A., Muboyadzhyan S.A. Efficiency of two-stage ion-plasma technology for producing alloyed diffusion aluminide coatings on heat-resistant nickel alloys. Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov, 2003, no. 5, pp. 27–32.
10. Zavarzin S.V., Oglodkov M.S., Chesnokov D.V., Kozlov I.A. Hot corrosion and protection of materials of gas turbine engines (review). Trudy VIAM, 2018, no. 3 (109), paper no. 11. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 25, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-3-121-134.
11. Kachanov E.B., Tamarin Yu.A. Coatings for protection of turbine blades from sulfide corrosion. Tekhnologiya legkikh splavov, 2005, no. 1–4, pp. 171–180.
12. Medvedev I.M., Nikitin Ya.Yu., Puzanov A.I., Laptev A.B. Hot corrosion testing methods for high-temperature alloys (review). Trudy VIAM, 2018, no. 11 (71), paper no. 11. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 25, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-11-93-100.
13. Kosmin A.A., Budinovskiy S.A., Muboyadzhyan S.A. Heat and corrosion resistant coating for working turbine blades from promising high-temperature alloy VZhL21. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. 1 (46), pp. 17–24. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-1-17-24.
14. Muboyadzhyan S.A., Budinovskij S.A. Ion-plasma technology: prospective processes, coatings, equipment. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 39–54. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-39-54.
15. Budinovsky S.A., Lyapin A.A., Benklyan A.S. Pilot-industrial ion-plasma installations MESh-50 and MAP-R for applying protective coatings to parts of transport and power gas turbine units. Inzhenernyy zhurnal: nauka i innovatsii, 2021, no. 10, pp. 1–13. DOI: 10.18698/2308-6033-2021-10-2120.