ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ ЗАЩИТНЫХ ИОННО-ПЛАЗМЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ НА ЖАРОСТОЙКОСТЬ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2024-0-7-56-65
УДК 620.197
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ ЗАЩИТНЫХ ИОННО-ПЛАЗМЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ НА ЖАРОСТОЙКОСТЬ

Представлены результаты испытаний на изотермическую жаростойкость при температуре 1150 °С образцов из сплава ЖС32 с ионно-плазменными двухслойными конденсационно-диффузионными покрытиями из никелевых сплавов ВСДП-3, СДП-2, СДП-42 и алюминиевого сплава ВСДП-16. Показано, что в зависимости от исходной толщины покрытия обеспечивают защиту сплава ЖС32 на базах испытаний от 100 до 400 ч. Определена средняя скорость снижения удельной массы для 9 видов покрытий. Показана возможность прогнозирования ресурса работы покрытий с использованием этой характеристики.

Ключевые слова: ионно-плазменная технология, жаропрочные никелевые сплавы, ионно-плазменные покрытия, изотермическая жаростойкость, ion-plasma technology, heat-resistant nickel alloys, ion-plasma coatings, isothermal heat resistance

Введение

В настоящее время перед современной наукой стоят задачи по разработке новых уникальных конструкционных материалов и технологий для производства как газотурбинных двигателей, так и газотурбинных установок. Одним из способов повышения рабочих характеристик, срока службы и надежности изделий авиационной и газотурбинной техники является нанесение на их поверхность различных защитных покрытий. Начиная с 1970-х гг. в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ успешно применяется вакуумно-дуговой метод нанесения защитных покрытий на детали горячего тракта газотурбинных двигателей. Метод вакуумно-дугового осаждения является одним из самых применяемых методов нанесения функциональных покрытий, с помощью которого можно осаждать чистые металлы, сплавы, нитриды, карбиды, оксиды и т. д. Энергия осаждаемых частиц составляет ~(10‒1000) эВ, что обеспечивает отличную адгезию и высокую плотность покрытий, возможность осаждать многокомпонентные сплавы с высокой воспроизводимостью, а также технически легко реализуемую возможность обработки изделий любых размеров. Для нанесения функциональных покрытий вакуумно-дуговым методом на поверхность деталей турбин в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработано порядка трех десятков различных составов для трубных катодов установок типа МАП. Высокое качество покрытий, простота и надежность метода сделали установки типа МАП основным оборудованием для осаждения защитных покрытий на детали газотурбинных двигателей. Практически на всех авиастроительных комплексах Российской Федерации (и некоторых стран СНГ и Китая) имеется не менее одной установки типа МАП.

При разработке высокотемпературных покрытий для лопаток газовых турбин из жаропрочных сплавов для выбора составов с наиболее высокими защитными свойствами проводят испытания на жаростойкость в соответствии с требованиями ГОСТ 6130–71 или ГОСТ 9.312–89.

В первом случае жаростойкость покрытий оценивают весовым методом по изменению массы образцов после выдержки на воздухе при постоянной температуре в печи в течение заданного времени. Допускается непосредственное определение глубины коррозии путем измерения линейных размеров образца после удаления продуктов коррозии с его поверхности. Жаростойкость определяют за время испытаний (рекомендуется 20 % от предполагаемого ресурса), которое позволяет получить закономерность коррозионного процесса для последующей экстраполяции на заданный ресурс работы, превосходящих базу испытаний.

Вторая методика испытаний предусматривает оценку защитных свойств покрытий по изменению содержания в них основных легирующих компонентов с использование электронно-зондовой микроскопии на металлографических шлифах, изготовленных из образцов с разной продолжительностью выдержки в печи. Покрытие считают исчерпавшим свои защитные свойства, если содержание в нем основных с точки зрения коррозионной стойкости элементов (алюминия и хрома) достигает уровня их содержания в основном сплаве образца.

Представленные методики испытаний трудоемки. Поэтому оба ГОСТа допускают оценивать коррозионную долговечность композиции «сплав–покрытие» в процессе и после испытаний на жаростойкость гравиметрическим методом по изменению массы образцов с покрытиями. Это позволяет провести сравнительные испытания для выбора покрытия с максимальной коррозионной стойкостью, но не дает конкретной информации по ожидаемому ресурсу работы композиции «жаропрочный сплав‒защитное покрытие».

В данной работе представлены результаты сравнительных испытаний на жаростойкость при температуре 1150 °С трех видов конденсационно-диффузионных покрытий различной толщины на базе испытаний 400 ч. Для анализа полученных данных и прогнозируемого ресурса работы покрытий использован пакет электронных таблиц Excel.

Работа выполнена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.

 

Материалы и методы

Исследована изотермическая жаростойкость образцов диаметром 25 мм и толщиной 3 мм с монокристаллической структурой из жаропрочного литейного никелевого сплава ЖС32 c двухслойными ионно-плазменными (ИП) покрытиями, содержащими внутренний слой из никелевых сплавов толщиной 80, 40 и 20 мкм и внешний слой из алюминиевого сплава с привесом 10, 20 и 40 г/м2 соответственно.

В соответствии с рекомендациями ГОСТ 6130–71 «Методы определения жаростойкости», защитные покрытия каждого вида наносили на три образца на промышленной установке ИП-напыления МАП-2 по серийной технологии [1–3] с использованием трубных катодов из никелевых сплавов СДП-2, ВСДП-3, СДП-42 и алюминиевого сплава ВСДП-16. Установки типа МАП (МАП-1М, МАП-2, МАП-3) широко применяются в производстве авиационных газотурбинных двигателей различного назначения как в России, так и в ряде зарубежных стран. Многолетний опыт эксплуатации показал высокую надежность установок и стабильность ИП-технологии в условиях серийного и опытного производства [4–20]. Современные установки типа МАП (МАП-2 и МАП-3) являются полностью автоматизированной системой нанесения защитных покрытий. Управление установкой происходит посредством промышленного компьютера, контроллера, датчиков и программного обеспечения собственной разработки НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ. Компьютерная система управления обеспечивает запись и хранение информации по проводимым технологическим процессам, а также непрерывно следит за нанесением покрытий и прерывает процесс в случае аварийной ситуации. Автоматизация процесса нанесения защитных покрытий не только значительно повышает качество и высокую степень воспроизводимости свойств покрытий от процесса к процессу, но и исключает влияние человеческого фактора, не позволяя оператору изменить заданные параметры технологического процесса нанесения покрытия или выполнить действия, приводящие к аварийной ситуации.

После нанесения никелевого (СДП-2, ВСДП-3 и СДП-42) и алюминиевого сплавов (ВСДП-16) образцы отожжены при температуре 1050 °С в течение 3 ч в вакууме при давлении 5·10‒3 Па.

В табл. 1 представлены полученные для каждого типа покрытия средние по трем образцам значения толщины слоев никелевых сплавов и значения удельных привесов алюминиевого сплава, а также средние значения удельного прироста массы образцов после нанесения покрытий. Для получения одинакового привеса алюминиевый сплав ВСДП-16 наносили в трех садках поочередно на все образцы с никелевым подслоем одинаковой толщины из сплавов ВСДП-3, СДП-2 и СДП-42.

В данной работе исследована жаростойкость образцов из жаропрочного никелевого сплава ЖС32 и жаростойких ИП-покрытий разной толщины при температуре 1150°С на базе испытаний 400 ч. Через 10–25 ч испытаний проводили взвешивание трех образцов каждого вида (табл. 1) на аналитических весах с точностью 0,0001 г и определяли среднеарифметическую величину удельного изменения их массы (отношение изменения массы образца к площади поверхности образца в исходном состоянии).

 

Таблица 1

Параметры конденсационно-диффузионных покрытий

Условный номер

покрытия

Тип покрытия

Средние значения

толщины слоя никелевого сплава, мкм

удельного привеса алюминиевого

сплава, г/м2

прироста массы образцов с покрытием, г/м2

1

ВСДП-3 + ВСДП-16

75,8

39,8

556

2

39,2

21,3

271

3

19,7

11,3

140

4

СДП-2 + ВСДП-16

76,1

39,8

548

5

40,3

21,3

280

6

18,9

11,3

145

7

СДП-42 + ВСДП-16

75,2

39,8

568

8

39,9

21,3

285

9

19,9

11,3

149

 

Исследование структуры жаропрочного никелевого сплава ЖС32 с покрытиями в исходном состоянии и после испытаний на жаростойкость проводили на инвертированном микроскопе с цифровой системой обработки изображения при увеличении ×500. Погрешность измерений линейных размеров элементов топологии в диапазоне от 1 до 1000 мкм ‒ не более 0,3 %.

 

Результаты и обсуждение

На рис. 1 представлены полученные экспериментальные зависимости удельного изменения массы образцов с покрытиями девяти видов и без покрытия от продолжительности испытаний на жаростойкость при температуре 1150 °С на базе 400 ч. На всех графиках можно выделить три характерных зоны разной длительности. Первая зона продолжительностью до 10–15 ч практически одинаковая для всех покрытий. За это время постепенно реализуется процесс окисления поверхности образцов до формирования плотной защитной пленки на основе оксида алюминия, препятствующей дальнейшему доступу кислорода к подложке. Одновременно на границе «сплав‒покрытие» происходит диффузионное взаимодействие покрытия с подложкой, так как температура испытаний на 100 °С превосходит температуру отжига образцов при нанесении покрытий. Диффузия ряда легирующих элементов из жаропрочного сплава к поверхности может приводить к снижению жаростойкости покрытия.

Вторая зона продолжительностью от нескольких десятков часов (рис. 1, в) до нескольких сотен часов (рис. 1, а) соответствует процессу установившегося динамического равновесия между поверхностью покрытия и внешней окислительной средой, когда повреждение оксидного защитного слоя на поверхности образцов компенсируется диффузией к поверхности и окислением алюминия из подложки.

Покрытие в третьей зоне сохраняет защитные свойства, но его толщина уменьшается. По мере исчерпания запаса алюминия в покрытии, в составе защитной пленки помимо оксида алюминия Al2O3 образуется менее жаростойкая шпинель NiAl2O4.

Видно (рис. 1), что, несмотря на различия в элементном составе и конструкции, все рассмотренные покрытия существенно повышают жаростойкость жаропрочного никелевого сплава ЖС32. С увеличением толщины слоя никелевого сплава и привеса алюминиевого слоя эффективность покрытия и срок его службы возрастают. По результатам испытаний наиболее жаростойкими свойствами обладают покрытия 1, 4 и 7 с подслоем из никелевых сплавов толщиной ~80 мкм и удельным привесом алюминиевого сплава ~40 г/м2,т. е. с максимальным запасом алюминия (рис. 1, а).

 

 

На рис. 2 представлены микроструктуры покрытий 1, 4 и 7 в исходном состоянии (а, г, ж), а также после 100 (б, д, з) и 200 ч (в, е, и) испытаний при температуре 1150 °С. В исходном состоянии покрытия имеют однотипную двухслойную структуру с внешним сплошным слоем на основе жаростойкой β-фазы (NiAl). Через 100 ч испытаний β-фаза присутствует в покрытии, но в виде отдельных блоков (рис. 2, б, д, з). После 200 ч испытаний доля β-фазы в покрытии значительно уменьшилась (рис. 2, в, е, и). В наибольшем количестве она сохранилась в покрытии 4 состава СДП-2 (80 мкм) + ВСДП-16 (40 г/м2).

Следует отметить, что по ГОСТ 6130–71 «Методы определения жаростойкости» для оценки состояния покрытия и выбора наиболее жаростойкой композиции рекомендуется определять глубину коррозионного повреждения образца с покрытием или величину потери им удельной массы, которые показывают ‒ какое из покрытий сохранилось в лучшей степени на выбранной базе испытаний, но не позволяют прогнозировать дальнейший ресурс работы композиции «сплав–покрытие».

Для анализа полученных результатов испытаний на жаростойкость в пакете программ Excel проведена аппроксимация линейной функцией экспериментальных зависимостей изменения удельной массы образцов с покрытиями от продолжительности испытаний в диапазоне 30‒400 ч и построены линии трендов (рис. 3).

 

 

Рис. 2. Микроструктура покрытий ВСДП-3 + ВСДП-16 (ав), СДП-2 + ВСДП-16 (ге) и СДП-42 + ВСДП-16 (жи) в исходном состоянии (толщина никелевого сплава 80 мкм, удельный привес алюминиевого сплава 40 г/м2) и после испытаний на жаростойкость при температуре 1150 °С в течение 100 (б, д, з) и 200 ч (в, е, и)

 

В табл. 2 представлены линейные уравнения зависимости удельной потери массы образцов с покрытиями (y) от продолжительности испытаний (x) (табл. 2, колонка 3). В уравнениях коэффициент перед абсциссой x представляет собой среднее расчетное значение скорости потери удельной массы для каждого типа рассмотренных покрытий.

Зная величину скорости снижения удельной массы образцов с покрытиями, для выбора наиболее жаростойкой композиции в качестве критерия можно использовать продолжительность достижения нулевого значения (y = 0) в процессе испытаний (табл. 2, колонка 5).

Полученные аналитические зависимости могут быть использованы для экстраполяции и прогноза продолжительности до полного разрушения покрытия до подложки по величине прироста массы образцов от нанесенного покрытия (табл. 2, колонка 6).

Таблица 2

Прогнозирование срока службы образцов из жаропрочного никелевого сплава ЖС32 с двухслойными конденсационно-диффузионными ИП-покрытиями

по результатам аппроксимации результатов испытаний на жаростойкость

при температуре 1150 °С на базе 400 ч

Условный номер

покрытия

Тип покрытия

Уравнение

линии тренда

Достоверность аппроксимации

R2

Расчетная продолжительность, ч

достижения нулевого привеса

до полного разрушения покрытия

1

2

3

4

5

6

1

ВСДП-3+ ВСДП-16

y = ‒0,0798x + 24,531

0,94

307

7275

2

y = ‒0,0801x + 8,5128

0,90

106

3490

3

y = ‒0,0758x + 6,3138

0,97

83

1930

4

СДП-2+ ВСДП-16

y = ‒0,0619x + 17,865

0,83

289

9142

5

y = ‒0,0449x + 8,0351

0,80

179

6415

6

y = ‒0,0434x + 6,5093

0,95

150

3491

7

СДП-42 + ВСДП-16

y = ‒0,0607x +

20,01

0,93

330

9686

8

y = ‒0,1087x + 19,454

0,96

179

2801

9

y = ‒0,0969x + 13,908

0,97

144

1681

10

Сплав ЖС32

y = ‒0,2196x+ 1,4922

0,98

По совокупности результатов определения продолжительности достижения нулевого привеса и прогноза расчетной продолжительности до полного разрушения покрытия лучшую жаростойкость при температуре 1150°С имеет покрытие 4 состава СДП-42 (80 мкм) + ВСДП-16 (40 г/м2).

 

Заключения

Проведены испытания на изотермическую жаростойкость образцов из жаропрочного никелевого сплава ЖС32 с двухслойными конденсационно-диффузионными покрытиями из никелевых сплавов ВСДП-3, СДП-2, СДП-42 и алюминиевого сплава ВСДП-16 при температуре 1150 °С на базе 400 ч. Показано, что при толщинах никелевых сплавов 20‒80 мкм и привесе алюминиевого сплава 10–40 г/м2 все покрытия независимо от состава обеспечивают защиту сплава от высокотемпературного окисления на заданной базе испытаний.

С использованием электронных таблиц в пакете программ Excel получены аналитические линейные зависимости изменения удельной массы образцов с покрытиями от продолжительности испытаний в диапазоне 30–400 ч. По результатам определения продолжительности достижения нулевого привеса образцов с покрытиями и прогноза расчетной продолжительности до полного разрушения покрытия лучшую жаростойкость при температуре 1150 °С имеет покрытие состава СДП-42 (80 мкм) + ВСДП-16 (40 г/м2).


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Мубояджян С.А. Промышленное ионно-плазменное оборудование для нанесения защитных покрытий // Энциклопедия инженера-химика. 2012. № 5. С. 34–41.
2. Мубояджян С.А. Защитные покрытия для деталей горячего тракта ГТД // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2011. № 3. С. 26–30.
3. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
4. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Эрозионностойкие покрытия для лопаток компрессора газотурбинных двигателей // Электрометаллургия. 2016. № 10. С. 23–38.
5. Александров Д.А., Мубояджян С.А., Луценко А.Н., Журавлева П.Л. Упрочнение поверхности титановых сплавов методом ионной имплантации и ионного модифицирования // Авиационные материалы и технологии. 2018. № 2 (51). С. 33–39. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-33-39.
6. Добрынин Д.А., Павлова Т.В., Афанасьев-Ходыкин А.Н., Алексеева М.С. Использование электролитно-плазменной обработки для ремонта лопаток ГТД // Труды ВИАМ. 2019. № 8 (80). Ст. 03. URL: http://www.viam–works.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2019-0-8-18-26.
7. Способ защиты лопаток газовых турбин: пат. 2404286 Рос. Федерация. № 2009139016; заявл. 22.10.09; опубл. 20.11.10.
8. Доронин О.Н., Артеменко Н.И., Стехов П.А., Воронов В.А. Нанесение керамических слоев теплозащитных покрытий на основе систем Gd2O3–ZrO2–HfO2 и Sm2O3–Y2O3–HfO2 // Авиационные материалы и технологии. 2022. № 3 (68). Ст. 10. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-3-108-119.
9. Мубояджян С.А., Александров Д.А., Горлов Д.С., Егорова Л.П., Булавинцева Е.Е. Защитные и упрочняющие ионно-плазменные покрытия для лопаток и других ответственных деталей компрессора ГТД // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 71‒81.
10. Мубояджян С.А., Каблов Е.Н. Ионное травление и модифицирование поверхности ответственных деталей машин в вакуумно-дуговой плазме // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. № SP2. С. 149–163.
11. Доронин О.Н., Горлов Д.С., Азаровский Е.Н., Кочетков А.С. Исследование структуры и свойств жаростойкого покрытия при высокотемпературной деформации образцов из интерметаллидного титанового сплава // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 1 (62). Ст. 06. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-61-70.
12. Александров Д.А. Исследование износостойких покрытий на основе многокомпонентных нитридов титана // Труды ВИАМ. 2020. № 4–5 (88). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-45-62-69.
13. Способ защиты лопаток газовых турбин: пат. 2404286 Рос. Федерация № 2009139016; заявл. 22.10.2009; опубл. 20.11.2010.
14. Способ нанесения защитных покрытий и устройство для его осуществления пат. 2625698 Рос. Федерация №2016135082; заявл. 29.08.16; опубл. 18.07.17.
15. Будиновский С.А., Ляпин А.А., Горлов Д.С., Бенклян А.С., Татарников С.В. Нанесение многослойного антифреттингового покрытия на крупногабаритные изделия // Авиационные материалы и технологии. 2022. № 3 (68). Ст. 09. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-3-98-107.
16. Будиновский С.А., Горлов Д.С., Бенклян А.С. Нанесение защитных ионно-плазменных покрытий на крупногабаритные детали на установках типа МАП // Авиационные материалы и технологии. 2024. № 1 (74). Ст. 08. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2024-0-1-101-110.
17. Мубояджян С.А., Галоян А.Г. Защита поверхности внутренней полости монокристалличес-ких лопаток турбины ГТД из современных безуглеродистых жаропрочных сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2008. № 3. С. 12–17.
18. Каблов Е.Н. Наука как отрасль экономики // Наука и жизнь. 2009. № 10. С. 6–10.
19. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Теплозащитные покрытия с керамическим слоем пониженной теплопроводности на основе оксида циркония для лопаток турбины высокого давления перспективных ГТД // Современные достижения в области создания перспективных неметаллических композиционных материалов и покрытий для авиационной и космической техники. М.: ВИАМ, 2015. С. 3.
20. Смирнов А.А., Будиновский С.А. Исследование влияния барьерного слоя на жаростойкость защитного покрытия для лопаток ТВД из сплава ЖС32 // Труды ВИАМ. 2017. № 1 (49). Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 17.04.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-1-2-2.
1. Muboyadzhyan S.A. Industrial ion-plasma equipment for applying protective coatings. Entsiklopediya inzhenera-khimika, 2012, no. 5, pp. 34–41.
2. Muboyadzhyan S.A. Protective coatings for parts of the hot path of gas turbine engines. Vse materialy. Entsiklopedicheskiy spravochnik, 2011, no. 3, pp. 26–30.
3. Kablov E.N. Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030». Aviacionnye materialy i tehnologii, 2015, no. 1 (34), pp. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
4. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Erosion-resistant coatings for compressor blades of gas turbine engines. Elektrometallurgiya, 2016, no. 10, рр. 23–38.
5. Aleksandrov D.A., Muboyadzhyan S.A., Lutsenko A.N., Zhuravleva P.L. Hardening of the surface of titanium alloys by ion implantation method and ionic modification. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2018, no. 2 (51), pp. 33–39. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-33-39.
6. Dobrynin D.A., Pavlova T.V., Afanasyev-Khodykin A.N., Alekseeva M.S. The use of electrolytic-plasma treatment for repair of GTE blades. Trudy VIAM, 2019, no. 8 (80), paper no. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: April 17, 2024). DOI: 10.18577//2307-6046-2019-0-8-18-26.
7. Way of protection of blades of gas turbines: pat. 2404286 Rus. Federation; appl. 22.10.09; publ. 20.11.10.
8. Doronin O.N., Artemenko N.I., Stekhov P.A., Voronov V.A. Deposition of ceramic layers of heat protection coatings based on the system Gd2O3–ZrO2–HfO2 and Sm2O3–Y2O3–HfO2. Aviation materials and technologies, 2022, no. 3 (68), paper no. 10. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: April 17, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-3-108-119.
9. Muboyadzhyan S.A., Aleksandrov D.A., Gorlov D.S., Egorova L.P., Bulavinceva E.E. Protective and strengthening ion-plasma coverings for blades and other responsible details of the GTE compressor. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2012, no. S, pp. 71–81.
10. Muboyadzhyan S.A., Kablov E.N. Ion etching and surface modification of critical machine parts in vacuum-arc plasma. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. N.E. Baumana. Ser.: Mashinostroyenie, 2011, no. SP2, pp. 149–163.
11. Doronin O.N., Gorlov D.S., Azarovsky E.N., Kochetkov A.S. Study of the structure and properties of a heat-resistant coating at high-temperature deformation of samples from titanium intermetallic alloy. Aviation materials and technology, 2021, no. 1 (62), paper no. 06. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: April 17, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-61-70.
12. Aleksandrov D.A. The research of wear-resistant coatings based on multicomponent titanium nitrides. Trudy VIAM, 2020, no. 4–5 (88), paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: April 17, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-45-62-69.
13. Method of protecting gas turbine blades: pat. 2404286 Rus. Federation; appl. 22.10.09; publ. 20.11.10.
14. Method for applying protective coatings and a device for its implementation: pat. 2625698 Rus. Federation; appl. 29.08.16; publ. 18.07.17.
15. Budinovskiy S.A., Lyapin A.A., Gorlov D.S., Benklyan A.S., Tatarnikov S.V. Multilayer antifretting coating on large-sized manufactures. Aviation materials and technologies, 2022, no. 3 (68), paper no. 09. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: April 17, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-3-98-107.
16. Budinovskiy S.A., Gorlov D.S., Benklyan A.S. Deposition of protective ion-plasma coatings on largescale parts on MAP type installations. Aviation materials and technologies, 2024, no. 1 (74), paper no. 08. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: November 23, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2024-0-1-101-110.
17. Muboyadzhyan S.A., Galoyan A.G. Surface protection of internal cavity of single-crystal turbine blades of GTE from modern carbon-free hot strength alloys. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2008, no. 3, pp. 12–17.
18. Kablov E.N. Science as a branch of the economy. Nauka i zhizn, 2009, no. 10, pp. 6–10.
19. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Thermal protective coatings with a ceramic layer of reduced thermal conductivity based on zirconium oxide for high-pressure turbine blades of advanced gas turbine engines. Modern achievements in the field of creating advanced non-metallic composite materials and coatings for aviation and space technology. Moscow: VIAM, 2015, p. 3.
20. Smirnov A.A., Budinovsky S.A. Investigation of the effect of the barrier layer on heat-resistant protective coating for turbine blades from ZhS32 alloy. Trudy VIAM, 2017, no. 1 (49), paper no. 02. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: April 17, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-1-2-2.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.