ЗАРУБЕЖНЫЕ ГИДРОЖИДКОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2024-0-3-76-90
УДК 661.177
ЗАРУБЕЖНЫЕ ГИДРОЖИДКОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ

Приведена информация о зарубежных гидрожидкостях, применяемых на территории Российской Федерации в гражданской авиации. Приведены свойства зарубежных гидрожидкостей: Skydrol LD-4, Skydrol 500В-4, НyJet-IV-Аplus, АеroShellFluid 41,Mobil Aero HF, HydraunycoilFH 51, ROYCO 756, Nycolube 934. Представлены сведения о российских аналогах: рабочих жидкостях 7-50С-3 и НГЖ-5У, маслах АМГ-10 и МГЕ-10А. Приведены характеристики отечественных гидрожидкостей в сравнении с импортными аналогами. Указана информация по имеющимся зарубежным патентным исследованиям.

Ключевые слова: гидравлическая система (гидросистема), гидравлическая жидкость, самолет, гидрожидкости Skydrol LD-4, НyJet-IV-Аplus, АеroShell Fluid 41, Mobil Aero HF, Hydraunycoil FH 51, ROYCO 756, Nycolube 934, рабочие жидкости НГЖ-5У и 7-50С-3, масло АМГ-10 , hydraulic system (hydrosystem), pressure fluid, airplane, hydroliquids Skydrol LD-4, HyJet-IV-Aplus, AeroShell Fluid 41, Mobil Aero HF, Hydraunycoil FH 51, ROYCO 756, Nycolube 934, liquids working NGZh-5U and 7-50C-3, AMG-10 oil

Введение

Развитие авиации характеризуется вводом в эксплуатацию широкофюзеляжных пассажирских самолетов типа аэробус, а также сверхзвуковых пассажирских самолетов. Тем самым увеличились скорости полета самолетов, что привело к существенному расширению сферы применения гидросистем на самолетах и ужесточению требований к гидросистемам и гидравлическим жидкостям [1–6]. К положительным качествам гидравлической системы относятся надежность работы, простота конструктивного и технологического решения силового привода, сравнительно малая плотность, плавность действия и т. д.

С помощью гидросистем обеспечивается работа различных систем самолетов ‒ например, управление поперечным, продольным и путевым курсом самолета, выпуск закрылков, шасси, приведение в движение люков и створок, а также различных механизмов. От свойств рабочей жидкости зависит надежность работы системы самолета в целом, а также характер управления гидроагрегатами, устойчивость эксплуатационных характеристик гидрожидкостей. Гидравлическая жидкость – это один из главных конструктивных элементов гидравлической системы [7].

В данной статье приведены свойства зарубежных гидрожидкостей, разрешенных к применению на территории Российской Федерации в гражданской авиации, таких как НyJet-IV-Аplus, Mobil Aero HF, ROYCO 756, Skydrol LD-4, Nycolube 934, Skydrol 500В-4, АеroShell Fluid 41.

Из представленного списка жидкостей самыми используемыми являются Nycolube 934, Skydrol LD-4 и НyJet-IV-Аplus. Гидравлические жидкости Skydrol LD-4 и Skydrol 500В-4 производства фирмы Solutia Ins (США) применяются на территории РФ с 1984 г. Синтетическая гидравлическая жидкость Nycolube 934 производства фирмы NYCO (Франция) имеет допуск к применению с 1998 г. и выдерживает рабочие температуры от  ‒60 до +200 °С. Огнестойкая гидравлическая жидкость НyJet-IV-Аplus производства компании ЕххоnМоbil Aviation Lubricants (США) допущена к применению в 2003 г.

Все работы выполнены при поддержке ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ (далее ‒ ВИАМ).

 

Требования к гидравлическим жидкостям

Предъявление определенных требований к гидрожидкостям обусловлено эксплуатационными условиями, в которых авиационная техника находится в воздушном пространстве, вследствие этого гидравлическая жидкость должна обеспечить бесперебойную работу гидросистемы при всех режимах полета в широком температурном интервале в течение длительного времени [8].

Характеристики вязкости. Гидрожидкость не должна значительно менять вязкость. Так, при понижении температуры до –60 °С вязкость жидкости сильно возрастает, производительность насоса существенно снижается, что вызывает замедление подъема и выпуска шасси. Основными требованиями к гидравлической жидкости являются технические характеристики для вязкости в диапазоне температур: при +70 °С ‒ не менее 8 мм2/с, при –60 °С ‒ не более 2000 мм2/с [8].

Стабильность против окисления. Содержащийся в воздухе кислород может вступать в химическую реакцию с одним из компонентов гидрожидкости, что приводит к ее окислению. В свою очередь продукты окисления вызовут коррозию металлических деталей. Одним из важных требований к гидрожидкости является устойчивость к воздействию окисления [9–14].

Огнестойкость. Одним из важных требований также является пожаробезопасность гидрожидкости. Возгорание может произойти как от прямого источника огня, так и от повышения температуры в результате ударов, трения и т. д. Существуют различные методы оценки ‒ например, определение температур самовоспламенения, вспышки и воспламенения [7]. По существующим нормам безопасности температура вспышки, определяемая в открытом тигле, составляет не менее 160 °С.

Рабочий диапазон температур использования составляет от –60 до +200 °С.

Гидрожидкости должны быть неагрессивными и нетоксичными.

 

Распространенные гидравлические жидкости,

используемые за рубежом

Рассмотрим характеристики гидрожидкостей на примере спецификаций MIL-H-5606G, MIL-H-83282 и MIL-H-87257, имеющих широкое применение в мире [15].

Гидрожидкость AeroShell Fluid 41 имеет спецификацию MIL-H-5606G и относиться к минеральному типу масел; она совместима с гидрожидкостями типа AeroShell Fluid 4, 31, 51. Рабочий диапазон температур ‒ от ‒54 до +90 °С, в герметичной системе – от –54 до +135 °С. Одобрена спецификацией DEF STAN 91-48 Grade Superclean и рекомендована к применению при производстве на территории Европы [16].

Гидравлическая жидкость по спецификации MIL-H-83282 разработана в 1960-х гг. как улучшенный вариант гидрожидкости AeroShell Fluid 41 по характеристике воспламеняемости. Жидкость на основе полиальфаолефина имеет высокую вязкость при низких температурах, что ухудшает работу гидросистемы. Рабочий диапазон температур ‒ от –40 °С.

Жидкость AeroShell Fluid 41 продолжали улучшать по температурному диапазону эксплуатации. Гидрожидкость по спецификации MIL-H-87257 сохраняет текучесть при температуре –54 °С [17] и ранее была широко востребована.

Гидравлическая жидкость X/C 5606H (J) (официальный представитель ‒ Phillips 66) имеет спецификацию MIL-H-5606H (J) и изготовлена на основе минеральных масел. Рабочий диапазон температур ‒ от –54 до +90 °С, в негерметичной системе ‒ от –54 до +135 °С. Отвечает экологическим требованиям для гидрожидкостей и соответствует стандартам для лабораторных испытаний [18].

Компания Eastmen Aviation Solutions выпускает гидрожидкости под маркой Skydrol™. В настоящее время имеются жидкости I, II, III, IV и V типов. Skydrol V является жидкостью нового поколения [19].

Компания ExxonMobil выпустила на рынок такие жидкости, как HyJet-IV-A, HyJet-IV-Aplus и HyJet-V. Последняя ‒ это огнестойкая гидравлическая жидкость V типа с улучшенными характеристиками по показателю кинематической вязкости [20].

 

Гидравлические жидкости в российской авиации

В настоящее время в российской авиации широко используются следующие гидрожидкости: рабочие жидкости 7-50С-3 и ЛЗ-МГ-2, масло АМГ-10 и масло гидравлическое МГЕ-10А.

Разработчиком состава и технологии изготовления жидкости 7-50С-3 является предприятие ГОСНИИ ГА. В 1975 г. введен в действие ГОСТ 20734–75 на данный материал. Жидкость 7-50С-3 ‒ смесь полисилоксановой жидкости и органического эфира с различными добавками, которая эксплуатируется при температурах от ‒60 до +200 °С. Выпускается на следующих предприятиях: ЗАО «Современные химические технологии» (ЗАО «Совхимтех»), АО «НПЦ Спецнефтьпродукт», ООО «Обнинскоргсинтез», ООО «Пластнефтехим» и ООО «Новочеркасский завод смазочных материалов» [21‒23].

Масло АМГ-10 является совместным продуктом ГОСНИИ ГА (г. Москва) и ВНИИ НП (г. Москва). Миннефтехимпромом СССР был введен в действие ГОСТ 6794–75 на масло АМГ-10 с дальнейшими изменениями 1‒5. С 2017 г. на материал действует ГОСТ 6794‒2017 [24]. Масло АМГ-10 представляет собой смесь нефтяной фракции и присадок (антиокислительной, загущающей, противоизносной и т. д.). Температура эксплуатации ‒ от –50 до +125 °С с перегревами до 150 °С. Выпуск масла АМГ-10 налажен на предприятиях ООО «НПП Квалитет», ООО «Полиэфир», АО «НПЦ Спецнефтьпродукт» и ООО «Пластнефтехим»[21, 23].

Масло гидравлическое МГЕ-10А разработано во ВНИИ НП (г. Москва) по ТУ 38.401-58-337‒2003. Масло МГЕ-10А имеет загущенную нефтяную основу с добавками из противозадирных, противоизносных и антиокислительных присадок. Работает при температурах ‒ от –55 до +100 °С. Выпуск масла гидравлического МГЕ-10А осуществляют на ООО «Обнинскоргсинтез», ООО «ЛЛК-Интернешнл», ООО «Полиэфир» и ООО «НПП Квалитет» [21, 23].

Рабочую жидкость ЛЗ-МГ-2 выпускают по ТУ 38.401-58-336‒2003 (ВНИИ НП) и изготавливают из нефтяного сырья и дополнительных присадок. Режим эксплуатации ‒ от –60 до +125 °С. Выпуск жидкости ЛЗ-МГ-2 налажен на ООО «Полиэфир» и «ЛЛК-Интернешнл» [21, 23].

Рабочая жидкость НГЖ-5У разработана во ВНИИ НП при непосредственном участии ВИАМ и достаточно продолжительное время выпускалась по ТУ 38.401-58-57–93. Рабочая жидкость содержит в составе эфиры фосфорной кислоты с улучшенными присадками, но на территории РФ данную жидкость не выпускают [21].

В табл. 1 приведены марки отечественных гидравлических жидкостей и зарубежные варианты гидрожидкостей, применяемые на территории РФ [21].

 

Таблица 1

Российские гидрожидкости и их зарубежные аналоги

Отечественные гидрожидкости

Зарубежные гидрожидкости

НГЖ-5У (ТУ 38.401-58-57‒93)

Skydrol LD-4, Skydrol 500В-4, НyJet-IV-Аplus

АМГ-10 (ГОСТ 6794‒75)

АеroShell Fluid 41, Mobil Aero HF, Hydraunycoil FH 51, ROYCO 756

7-50С-3 (ГОСТ 20734‒75)

Nycolube 934

МГЕ-10А (ТУ 38 101328‒81)

Hydraunycoil FH 16

ЛЗ-МГ-2 (ТУ 38.101328‒81)

Аналоги не указаны

 

Зарубежные гидрожидкости, применяемые на территории Российской Федерации в гражданской авиации

В данной работе приведены характеристики зарубежных гидрожидкостей, которые прошли испытания и одобрены к использованию на территории Российской Федерации.

Более подробно рассмотрены характеристики гидрожидкостей типа Skydrol LD-4 и НyJet-IV-Аplus, а также справочно приведена информация по остальным гидрожидкостям.

 

Гидравлические жидкости Skydrol 500B-4 и SkydrolLD-4

Огнестойкие гидравлические жидкости Skydrol LD-4 и Skydrol 500B-4 на основе эфиров фосфорной кислоты содержат присадки, улучшающие различные характеристики. Гидрожидкость Skydrol LD-4 – представитель IV поколения гидрожидкостей.

Гидрожидкость Skydrol LD-4 применяют без обновленного состава более 28 лет, она имеет высокие эксплуатационные характеристики, превосходную устойчивость к эрозии и является самой продаваемой в мире [19].

Гидравлические жидкости Skydrol 500B-4 и Skydrol LD-4 производства фирмы Solutia Ins допущены к применению на территории РФ в 1984 г. Жидкости модификации типа Skydrol окрашены в фиолетовый цвет, что является их отличительной чертой.

Испытания жидкостей проводили в ведущих организациях России по исследованию материалов для самолетостроения, таких как ВИАМ, ММКБ «Родина», завод «Рубин», ЦИАМ (г. Москва), НИИРП (Московская обл., Сергиево-Посадский округ) и т. д. Гидрожидкости Skydrol 500B-4 и Skydrol LD-4 являются аналогами отечественной гидравлической жидкости НГЖ-5У. Основные физические свойства гидрожидкостей Skydrol LD-4 и Skydrol 500B-4 представлены в табл. 2 [19].

 

Таблица 2

Физические свойства гидравлических жидкостей Skydrol LD-4 и Skydrol 500B-4

Показатель

Значения показателя

для гидрожидкости

Skydrol LD-4

Skydrol 500B-4

Кинематическая вязкость (ASTM D445), мм2/с, при температуре, °С:

–54

38

99

 

 

1185

11,42

3,93

 

 

2765

11,51

3,78

Плотность при 25 °С (Eastman116-B), г/см3

1,006

1,054

Относительная влажность (ASTM D1744), %

0,07

0,07

Кислотное число (ASTM D 974), (мг·КОН)/г

0,03

0,03

Теплота сгорания (ASTM D240), БТЕ/фунт

13 700

13 400

Температура самовоспламенения (ASTM D2155), °С

471

507

Температура воспламенения (ASTM D92), °С

171

182

Температура самовозгорания (ASTM D92), °С

182

210

Удельная теплоемкость при 38 °С (ASTM D2766), кал/(г∙°С)

0,437

0,418

Удельная теплопроводность при 100F (ASTM D2717), кал/(см∙с∙°С)

0,000326

0,000315

 

Жидкости Skydrol 500B-4 и Skydrol LD-4 используются на многих зарубежных авиалайнерах следующих зарубежных компаний: Boeing Coommercial Airplane Co BMS3-11, Airbus Industrie NSA307110, British Aerospace BAC M.333.B, Lockheed Aircraft Corp. LAC C-34-1224 и т. д. [19].

 

Огнестойкая гидравлическая жидкость НyJet-IVplus

Гидравлическая жидкость НyJet-IV-Аplus ‒ огнестойкая гидрожидкость на основе эфиров фосфорной кислоты, которая относится к IV типу гидравлических жидкостей; имеет низкую плотность и высокую температурную стабильность, обеспечивает высокоэффективную защиту от коррозии. Такая высокая стабильность означает отсутствие необходимости смены масла из-за ухудшения его качества, что в результате способствует снижению затрат на ремонт и техническое обслуживание системы. Сниженная плотность гидрожидкости означает уменьшение массы самолета и, следовательно, меньший расход топлива. Предотвращает коррозию, тем самым снижает риск повреждения гидросистемы.

Для получения разрешения на использование гидрожидкости НyJet-IV-Аplus испытания проводили в таких действующих организациях, как ВИАМ, завод «Рубин», ММКБ «Родина», НИИРП (Московская обл., Сергиево-Посадский округ), ЦИАМ (г. Москва). Гидрожидкость НyJet-IV-Аplus является эквивалентом российской гидрожидкости НГЖ-5У.

Основные физико-химические характеристики гидрожидкости НyJet-IV-Аplus следующие [25]:

 

Кинематическая вязкость (ASTM D445), мм2/с, при температуре, F:

+100

+210

–65

 

10,6

3,6

1320

Точка (температура) текучести (ASTM D97/ASTM D5950), F

 –80

Кислотное число (ASTM D974), (мг·КОН)/г

0,04

Точка (температура) вспышки (ASTM D92), F

349

Температура воспламенения (ASTM D92), F

370

Температура самовоспламенения (ASTM D2155), F

800

Содержание воды (ASTM D6304), % (по массе)

0,1

Стабильность ‒ вязкость при 40 °С (ASTM D5621), %

22

Плотность при 25 °С (ASTM D4052), г/см3

0,996

Теплопроводность при 40 °С, кал/(см·с·К)

0,00033

Электропроводность при 20 °С (ASTM D2624), мСм/см

1,4

Удельная теплоемкость, кал/(г·К)

0,41

 

Гидравлическая жидкость НyJet-IV-Аplus применяется на самолетах фирм Airbus, Boeing, Lockheed (США) и т. д. Основным производителем и поставщиком данной жидкости является компания ЕххоnМоbil Corporation. Жидкость удовлетворяет требованиям спецификации SAE AS 1241D и имеет одобрение по спецификациям фирмы Boeing (BMS 3-11P, Type IV и V) [25].

Приведем сравнение характеристик рабочей жидкости НГЖ-5У с гидрожидкостями Skydrol LD-4, Skydrol 500B-4 и НyJet-IV-Аplus в табл. 3.

 

Таблица 3

Сравнительные физико-химические характеристики рабочей жидкости НГЖ-5У

с зарубежными аналогами

Характеристика

Значения характеристик для гидрожидкостей

НГЖ-5У

Skydrol LD-4

Skydrol 500B-4

НyJet-IV-Аplus

Температура вспышки

(воспламенения), °С

158

171

182

158 (349 F)

Температура самовоспламенения, °С

590

471 (471 F)

507 (507 F)

427 (800 F)

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0,02

0,03

0,03

0,04

Плотность при 25 °С, г/см3

1,009

1,057

0,996

 

Гидравлическая жидкостьАеroShellFluid 41

Жидкость АеroShell Fluid 41 – это минеральное гидравлическое масло, которое имеет высокий уровень чистоты и обладает улучшенными эксплуатационными свойствами; содержит присадки, обеспечивающие отличную текучесть при низких температурах, а также устойчивость к износу.

Производитель гидрожидкости АеroShell Fluid 41 ‒ фирма Shell (Германия), она применяется на территории РФ с 1984 г. Рабочая температура в герметичных системах ‒ от ‒54 до +135 °С [16].

Испытания гидравлической жидкости проводили в следующих организациях: ММКБ «Родина», НИИРП (Московская обл., Сергиево-Посадский округ), завод «Рубин» и ВИАМ. ЖидкостьАеroShell Fluid 41 смешивается с маслом АМГ-10 в любых соотношениях.

Типичные физико-химические характеристики гидрожидкости АеroShell Fluid 41 следующие [16]:

 

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С:

+100

+40

–40

–54

 

5,3

14,1

491

2300

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

105

Температура самовоспламенения, °С

230

Относительная плотность при температуре 15,6 °С

0,87

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0,01

Содержание воды, ppm

<100

Противоизносные свойства ‒ диаметр следа износа, мм

0,95

Набухание эластомеров, %

25,4

Стабильность при низких температурах (–54 °С) ‒ 72 ч

Выдерживает

Температура застывания, °С

–60

 

Гидравлическая жидкость АеroShell Fluid 41соответствует спецификации MIL-PRF-5606H [16].

 

Гидравлическое масло MobilAeroHF

Авиационное гидравлическое масло Mobil Aero HF представляет собой композицию на нефтяной основе с загущающей полимерной добавкой, ингибитором окисления, красителем и т. д.

Гидравлическое масло фирмы Mobil Aero HF (США) разрешено к применению в 1998 г. и может использоваться при температурах до ‒54 °С [26]. Российским аналогом жидкостей подобного типа является масло АМГ-10. Испытания проводились в научно-исследовательских центрах России. Основные характеристики масла Mobil Aero HF следующие [26]:

 

Кинематическая вязкость (ASTM D445), мм2/с, при температуре, °С:

+100

+40

–40

–54

 

 

5,1

13,8

450

1950

Точка (температура) текучести (ASTM D97), °С

–66

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0,03

Температура вспышки (ASTM D93), °С

90

Плотность при 25 °С (ASTM D4052), г/см3

0,881

Индекс вязкости (ASTM D2270)

370

 

Масло Mobil Aero HF соответствует спецификации MIL-PRF-5606.

Минеральная гидравлическая жидкость HydraunycoilFH 51

Жидкость Hydraunycoil FH 51 ‒ минеральная гидрожидкость, которая в основном применяется в гидросистемах самолетов и вертолетов. Возможно ее использование в пневмогидравлических агрегатах с большими степенями адиабатического сжатия.

Гидрожидкость Hydraunycoil 51 производства фирмы NYCO (Франция) используется на территории РФ с 1992 г. Диапазон рабочих температур: в закрытой системе ‒ от –54 до +135 °С, в открытой системе ‒ от –54 до +90 °С [27].

Испытания гидравлической жидкостиHydraunycoil FH 51 проводились в таких организациях, как ГосНИИ ГА, ВИАМ, завод «Рубин». ЖидкостьHydraunycoil FH 51 является аналогом масла АМГ-10 и взаимозаменяема с ним.

Основные физические характеристики гидрожидкости Hydraunycoil FH 51 следующие [27]:

 

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С:

+100

+40

–40

–54

 

 

5,39

14,12

444

2012

Температура вспышки, °С

91

Испаряемость в течение 6 ч при температуре 71 °С, % (по массе)

16,2

Содержание воды, мг/кг

57

Точка (температура) текучести, °С

–69

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0,04

Плотность при температуре 15 °С, г/см 3

0,874

 

Минеральная гидравлическая жидкость Hydraunycoil FH 51 соответствует спецификации MIL-PRF-5606 LIMT [27].

 

Масло ROYCO 756

Минеральное масло ROYCO 756 используется для реактивных турбовинтовых двигателей, является высоковязким маслом, способствует защите от коррозии и замедляет процесс износа деталей гидросистемы. Масло не агрессивно к металлам, сплавам и конструкционным материалам.

Гидрожидкость ROYCO 756 производит фирма Anderol (Нидерланды), ее испытания проведены с 2002 по 2003 г., но широкого распространения она не получила. Диапазон температур использования: в негерметичной системе ‒ от –54 до +90 °С, в герметичной системе ‒ от –54 до +135 °С [28]. Авиационное масло ROYCO 756 полностью совместимо с маслом АМГ-10, что подтверждено испытаниями, которые проводились в научно-исследовательских институтах России. Основные физические свойства масла ROYCO 756 следующие [28]:

 

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С:

+100

+40

–40

–54

 

5,13

13,9

451

1850

Точка (температура) вспышки в открытом тигле, °С

95

Температура застывания, °С

–70

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0

Плотность при температуре 20 °С, г/см3

0,88

Содержание воды, мг/кг

50

Испаряемость в течение 6 ч при температуре 160 °С,

% (по массе) 

13,6

 

Минеральное масло ROYCO 756 соответствует спецификации MIL-PRF-5606H.

Результаты сравнения свойств зарубежных гидрожидкостей со свойствами масла АМГ-10 приведены в табл. 4.

 

Таблица 4

Сравнительные физико-химические свойства гидрожидкостей

Свойства

Значения свойств для гидрожидкостей

Масло АМГ-10

АеroShell Fluid 41

Mobil Aero HF

Hydraunycoil FH 51

ROYCO 756

Температура вспышки, °С

96

105

90

91

95

Температура застывания, °С

–70

–60

–66

–69

–70

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0,02

0,01

0,03

0,04

0

Плотность , г/см3, при температуре, °С

20

15

 

 

0,85

 

 

0,870

 

 

 

 

0,874

 

 

0,88

 

Синтетическая жидкость Nycolube 934

Nycolube 934 – это синтетическая гидравлическая жидкость, которая состоит из смеси силиконовых жидкостей с эфирами, содержит в составе антиоксидантные, противоизносные присадки и присадки узкой направленности. Жидкость Nycolube 934 применяется для обеспечения работы амортизаторных стоек шасси.

Гидравлическую жидкость Nycolube 934 производит фирма NYCO (Франция). Работы с жидкостью проводились с 1998 г., она может использоваться в диапазоне температур от –60 до +200 °С [29]. Синтетическая жидкость Nycolube 934 является зарубежным аналогом рабочей жидкости 7-50С-3, их сравнительные испытания проводились в ВИАМ, ВНИИ НП и ЦИАМ. Описание свойств гидравлической жидкости Nycolube 934 и жидкости 7-50С-3 представлено в табл. 5 [29].

 

Таблица 5

Сравнительные свойства гидрожидкостей Nycolube934 и 7-50С-3

Свойства

Значения свойств для гидрожидкостей

Nycolube 934

7-50С-3

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С:

200

20

–60

 

2,2

23,6

1500

 

1,3

22

4200

Точка (температура) вспышки в открытом тигле, °С

201

200

Температура застывания, °С

–73

–70

Плотность при температуре 20 °С, г/см3

0,932

0,93–0,94

Кислотное число, (мг·КОН)/г

0,03

0,1

Содержание воды, мг/кг

90

Влияние специальных добавок на эксплуатационные характеристики

Вводимая в состав гидрожидкости эпоксидная присадка действует как акцептор кислоты и используется в качестве ингибитора гидролиза. Антиэрозионная присадка обеспечивает необходимый уровень удельной электрической проводимости. Антикоррозионная присадка гарантирует стабильность жидкости к гидролитической устойчивости. Загущающая присадка оказывает влияние на вязкость гидрожидкости. Стандартный набор присадок содержит антиокислители и ингибиторы коррозии меди, железа, красителя.

 

Разработка новых зарубежных аналогов гидрожидкостей

для самолетов

В настоящее время самыми востребованными являются гидрожидкости, выпускаемые под марками Skydrol™ и HyJet™.

Компания Solutia Ins (США) выпустила на рынок обновленную жидкость под маркой Skydrol PE-5 на основе эфиров фосфорной кислоты с комплексом присадок. На ее применение получены допуски от таких производителей, как Boeing (кроме самолета В787), Airbus, ATR, Bombardier, Gulstream и COMAC. Гидрожидкость отличается высокой надежностью, имеет продолжительный срок службы, малую плотность (0,993 г/см3) при температуре 25 °С, что в свою очередь позволяет снизить затраты на топливо, жидкость остается подвижной даже при отрицательных температурах (‒54°С) и содержит в своем составе присадки, придающие устойчивость к эрозии, одним из показателей которой является коэффициент объемной деформации. Сравнительные свойства гидрожидкостей Skydrol PE-5 и Skydrol LD-4 представлены в табл. 6 [19].

 

Таблица 6

Сравнительные свойства гидрожидкостей Skydrol PE-5 и Skydrol LD-4

Свойства

Значения свойств для гидрожидкостей

Skydrol PE-5

Skydrol LD-4

Плотность при температуре 25 °С, г/см3

0,993

1,006

Кинематическая вязкость при температуре ‒54 °С, мм2

1076

1185

Коэффициент объемной деформации, МПа

1620,2

1592,6

 

Компания ЕххоnМоbil (США) выпустила на рынок жидкость пятого поколения HyJet™-V–этоогнестойкая авиационная гидравлическая жидкость, содержащая в составе эфиры фосфатной кислоты с различными присадками ‒ антикоррозионной, противоизносной, антипенной и т. д. [20].

Для сравнения рассмотрим ряд характеристик жидкостей HyJet™-V и HyJet-IV-Aplus (табл. 7).

 

Таблица 7

Сравнительные характеристики гидрожидкостей HyJet™-V и HyJet-IV-Aplus

Характеристика

Метод

испытания

Значения характеристик для гидрожидкостей

HyJet™-V

HyJet-IV-Aplus

Электропроводность при температуре 20 °С, мкСм/см

ASTM D2624

0,4

1,4

Точка (температура) вспышки, F

ASTM D92

346

349

Содержание воды по Карлу Фишеру, % (по массе)

ASTM D6304

0,09

0,1

Одновременно с выпуском новых гидрожидкостей ведется и научно-исследовательская работа в области интеллектуальной собственности, направленная на поиск новых составов и улучшение рабочих характеристик. В патенте [30] указан состав гидрожидкости на основе углеводородного компонента, нафтенового масла >5 % (по массе) и до 95 % (по массе) возобновляемого (переработанного) изопарафинового масла. Предполагаемая область использования – в качестве жидкости для автоматических трансмиссий и для амортизаторов для применения в Арктике.

В патенте [31] представлена гидрожидкость биологического происхождения на основе углеводородного базового масла с улучшенной гидролитической стабильностью.

В патенте [32] заявлено о стойкости гидравлического масла и авиационного топлива к растворителю. В составе гидрожидкости присутствует сера, содержатся форполимеры и растворитель, а также органические наполнители. Возможно применение в космической отрасли.

 

Заключения

Широко используемые гидрожидкости типа Skydrol™ и HyJet™ применяются с 1940 г. В дальнейшем эти гидрожидкости усовершенствовали по различным спецификациям ‒ меняли компоненты составов и применяли передовые технологии. С годами изменилась самолетостроительная промышленность, возрос коммерческий интерес к охвату все большего сегмента рынка. Выпуск указанных гидрожидкостей налажен по всему миру.

Внедрение в производство абсолютно новых типов гидрожидкостей – это максимально дорогостоящая инвестиция для производителей, поэтому в мире практикуется улучшение свойств и качества уже существующих на рынке гидрожидкостей. Работы ведутся по всему миру, в России также разрабатывают новые составы и патентуют изобретения.

Кратко проанализируем основные свойства гидравлических жидкостей, которые применяются в настоящее время на территории РФ, таких как Skydrol LD-4, Nycolube 934 и НyJet-IV-Аplus, для выявления их достоинств и недостатков.

Достоинством жидкости марки Skydrol LD-4 перед другими рассматриваемыми ранее гидрожидкостями является малая плотность, однако имеющиеся характеристики у гидрожидкостей марок Skydrol 500B-4 и НyJet-IV-Аplus, такие как температуры вспышки, самовоспламенения, воспламенения и самовозгорания, превосходят показатели аналогичных характеристик для гидрожидкости Skydrol LD-4, что является в свою очередь таким же достоинством [19, 25].

Гидрожидкость марки Nycolube 934 в основном уступает отечественной жидкости марки 7-50С-3 по показателю кинематической вязкости, что формально можно отнести к ее недостаткам [29].

На отечественном рынке появился новый продукт – авиационное синтетическое гидравлическое масло марки АСГИМ [33], производство которого налажено в АО «НПЦ Спецнефтьпродукт». Масло АСГИМ поставляют таким промышленным предприятиям, как ПАО «Сухой», ПАО «Яковлев», ОАО «НПО Гидромаш» и т. д. В настоящее время ведутся работы по внедрению масла АСГИМ на российский рынок.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Всероссийскому институту авиационных материалов – 80 лет // Деформация и разрушение материалов. 2012. № 6. С. 17–19.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 7–17.
3. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России // Металлы Евразии. 2012. № 3. С. 10–15.
4. Бузник В.М., Каблов Е.Н. Состояние и перспективы арктического материаловедения // Вестник РАН. 2017. Т. 87. № 9. С. 827–839.
5. Каблов Е.Н. Роль химии в создании материалов нового поколения для сложных технических систем // Тез. докл. ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Екатеринбург: УрО РАН, 2016. С. 25–26.
6. Бузник В.М., Каблов Е.Н. Технологии получения и адаптации материалов для применения в Арктике // Тез. докл. сателлитной конф. «V Междунар. конференция-школа по химической технологии» ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Волгоград: ВолгГТУ, 2016. С. 9–10.
7. Сухотин А.М., Зотиков В.С., Казанкина А.Ф. и др. Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости: справочное руководство. Л.: Химия, 1979. 235 с.
8. Коняев Е.А., Немчиков М.Л. Авиационные горюче-смазочные материалы: учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2013. С. 75–79.
9. Каблов Е.Н., Кутырев А.Е., Вдовин А.И., Козлов И.А., Афанасьев-Ходыкин А.Н. Исследование возможности возникновения контактной коррозии в паяных соединениях, используемых в конструкции двигателей авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 4 (65). Ст. 01. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 25.09.2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-3-13.
10. Тарасова П.Н., Слепцова С.А., Лаукканен С., Дьяконов А.А. Уплотнительные материалы на основе политетрафторэтилена для авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2022. № 1 (66). Ст. 05. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 27.09.2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-1-51-64.
11. Каблов Е.Н., Бакрадзе М.М., Громов В.И., Вознесенская Н.М., Якушева Н.А. Новые высокопрочные конструкционные и коррозионностойкие стали для аэрокосмической техники разработки ФГУП «ВИАМ» (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 1 (58). С. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-3-11.
12. Ветрова Е.Ю., Щекин В.К., Курс М.Г. Сравнительная оценка методов определения коррозионной агрессивности атмосферы // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 1 (54). С. 74–81. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-1-74-81.
13. Лаптев А.Б., Барботько С.Л., Николаев Е.В. Основные направления исследований сохраняемости свойств материалов под воздействием климатических и эксплуатационных факторов // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 547–561. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-547-561.
14. Виноградов С.С., Никифоров А.А., Демин С.А., Чесноков Д.В. Защита от коррозии углеродистых сталей // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 242–263. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-242-263.
15. MIL-PRF-87257B (SENSYN 87257) // Sentinel Canada. Industrial Chemicals and Lubricants: офиц. сайт. URL: https://sentinelcanada.com/hydraulic-fluid/mil-prf-87257b/ (дата обращения: 20.11.2023).
16. Авиационный справочник AeroShell. Ed. 18. The AeroShell Book. Shell Aviation, 2003. Р. 194–200.
17. What types of hydraulic fluids are used in aircraft? // Компания Brennaninc: офиц. сайт. URL: https://blog.brennaninc.com/what-types-of-hydraulic-fluids-might-you-find-in-an-aircraft (дата обращения: 30.08.2023).
18. Гидравлическая жидкость X/C 5606J Aviation // Компания «СанТрип»: офиц сайт. URL: https://us-packaging.ru/phillips66-aviation/catalog/gidravlicheskie-masla/gidravlicheskaya-zhidkost-x-c-5606j-aviation/?ysclid=lpay68fcj5586863736 (дата обращения: 21.11.2023).
19. Eastman aviation solutions // Eastman Chemical Company: офиц сайт. URL: https://www.eastman.com/Literature_Center/A/AFRUS009.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
20. Огнестойкая авиационная гидравлическая жидкость HyJet™ V // Exxon Mobil Corporation: офиц. сайт. URL: https://www.exxonmobil.com/ru-ru/aviation/pds/gl-xx-hyjet-v (дата обращения: 21.11.2023).
21. Седова Л.С., Долгова Е.В. Производство гидрожидкостей для авиационной техники в России (обзор) // Труды ВИАМ. 2022. № 8 (114). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 04.09.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-8-65-76.
22. ГОСТ 20734–75. Жидкость рабочая 7-50С-3. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1975. 4 с.
23. МОП-1313500-01–2021. Межотраслевой ограничительный перечень топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, разрешенных к применению в вооружении, военной и специальной технике. М.: 25 ГосНИИ Химмотологии Минобороны России, 2021. С. 46–50. URL: https://ens.mil.ru/files/MOP-2021.pdf (дата обращения: 25.09.2023).
24. ГОСТ 6794–2017. Масло АМГ-10. Технические условия. М.: Стандартинформ, 2019. 14 с.
25. Aviation lubricants, greases, fluids, oils & fuels // Exxon Mobil Corporation: офиц. сайт. URL: https://www.exxonmobil.com/en/aviation/products-and-services/products/hyjet-iv-a-plus (дата обращения: 21.11.2023).
26. Авиационная гидравлическая жидкость Mobil Aero HF: свойства и характеристики // Exxon Mobil Corporation: офиц. сайт. URL: https://www.mobil.com/en-us/aviation/pds/gl-xx-mobil-aero-hf-series?ad=semD&an=msn_s&am=modifiedbroad&q=mil+h+5606+hydraulic+fluid&o=29593
&qsrc=999&l=sem&askid=22e4232a-71aa-4021-bc7d-7a040b240feb-0-ab_msm (дата обращения: 21.11.2023).
27. Технический паспорт на гидравлическую жидкость Hydraunycoil FH 51 // NYCO Company: офиц сайт. URL: https://www.nyco-group.com/wp-content/uploads/TDS_Hydraunycoil_FH51RU_1E4.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
28. Технический паспорт на минеральное масло ROYCO® 756 // Aircraft Spruce & Specialty Co. ANDEROL Inc. Specialty Lubricants. URL: https://www.aircraftspruce.com/catalog/pdf/Royco756.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
29. Технический паспорт на гидравлическую жидкость Nycolube 934 // NYCO Company: офиц. сайт. URL: https://www.nyco-group.com/wp-content/uploads/TDS_Nycolube_NL934_1E2.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
30. Hydraulic fluid composition: pat. US 11053448B2; appl. 21.12.17; publ. 06.07.21.
31. Hydraulic fluids from renewable isoparaffins: pat. WO 2015/192072 A1; appl. 12.06.15; publ. 17.12.15.
32. Hydraulic fluid and fuel resistant sealants: pat. US 20190010370 A1; appl. 07.07.17; publ. 10.01.19.
33. Масло авиационное синтетическое гидравлическое АСГИМ // Компания «СПЕЦНЕФТЬПРОДУКТ»: офиц. сайт. URL: http://snp-gsm.ru/products/asgim/ (дата обращения: 11.09.2023).
1. Kablov E.N. All-Russian Institute of Aviation Materials is 80 years old. Deformatsiya i razrushenie materialov, 2012, no. 6, pp. 17–19.
2. Kablov E.N. Strategical areas of developing materials and their processing technologies for the period up to 2030. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2012, no. S, pp. 7–17.
3. Kablov E.N. Modern materials – the basis of innovative modernization of Russia. Metally Evrazii, 2012, no. 3, pp. 10–15.
4. Buznik V.M., Kablov E.N. State and prospects of Arctic materials science. Vestnik RAN, 2017, vol. 87, no. 9, pp. 827–839.
5. Kablov E.N. The role of chemistry in the creation of new generation materials for complex technical systems. Reports of XX Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry. Ekaterinburg: UB of the RAS, 2016, pp. 25–26.
6. Buznik V.M., Kablov E.N. Technologies for obtaining and adapting materials for use in the Arctic. Reports of satellite conference «V International Conference-School on Chemical Technology» of the XX Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry. Volgograd: VolgSTU, 2016, pp. 9–10.
7. Sukhotin A.M., Zotikov V.S., Kazankina A.F. et al. Non-flammable coolants and hydraulic fluids: guide. Leningrad: Khimiya, 1979, 235 p.
8. Konyaev E.A., Nemchikov M.L. Aviation fuels and lubricants: textbook. Moscow: MSTU GA, 2013, pp. 75–79.
9. Kablov E.N., Kutyrev A.E., Vdovin A.I., Kozlov I.A., Afanasyev-Khodykin A.N. The research of possibility of galvanic corrosion in brazed connections used in aviation engine construction. Aviation materials and technologies, 2021, no. 4 (65), paper no. 01. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: September 25, 2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-3-13.
10. Tarasova P.N., Sleptsova S.A., Laukkanen S., Dyakonov A.A. Sealing materials based on polytetrafluoroethylene for aviation products. Aviation materials and technologies, 2022, no. 1 (66), paper no. 05. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: September 27, 2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2022-0-1-51-64.
11. Kablov E.N., Bakradze M.M., Gromov V.I., Voznesenskaya N.M., Yakusheva N.A. New high strength structural and corrosion-resistant steels for aerospace equipment developed by FSUE «VIAM» (review). Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. (58), pp. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-3-11.
12. Vetrova E.Yu., Shchekin V.K., Kurs M.G. Comparative evaluation of methods for the determination of corrosion aggressivity of the atmosphere. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 1 (54), pp. 74–81. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-1-74-81.
13. Laptev A.B., Barbotko S.L., Nikolaev E.V. The main research areas of the persistence properties of materials under the influence of climatic and operational factors. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 547–561. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-547-561.
14. Vinogradov S.S., Nikiforov A.A., Dyomin S.A., Chesnokov D.V. Protection against corrosion of carbon steel. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 242–263. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-242-263.
15. MIL-PRF-87257B (SENSYN 87257). Available at: https://sentinelcanada.com/hydraulic-fluid/mil-prf-87257b/ (accessed: November 20, 2023).
16. Aviation reference book AeroShell. Ed. 18. The AeroShell Book. Shell Aviation, 2003, pp. 194–200.
17. What Types of Hydraulic Fluids are Used in Aircraft? Available at: https://blog.brennaninc.com/what-types-of-hydraulic-fluids-might-you-find-in-an-aircraft (accessed: August 30, 2023).
18. Hydraulic fluid X/C 5606J Aviation. Available at: https://us-packaging.ru/phillips66-aviation/catalog/gidravlicheskie-masla/gidravlicheskaya-zhidkost-x-c-5606j-aviation/?ysclid=lpay
68fcj5586863736 (accessed: November 21, 2023).
19. Eastman Aviation Solutions. Available at: https://www.eastman.com/Literature_Center/
A/AFRUS009.pdf (accessed: November 21, 2023).
20. Fire-resistant aviation hydraulic fluid HyJet™ V. Available at: https://www.exxonmobil.com/ru-ru/aviation/pds/gl-xx-hyjet-v (accessed: November 21, 2023).
21. Sedova L.S., Dolgova E.V. Production of hydroliquids for aviation engineering in Russia (review) // Trudy VIAM, 2022, no. 8 (114), paper no. 05. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: September 04, 2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-8-65-76.
22. State Standard 20734–75. Working fluid 7-50С-3. Technical conditions. Moscow: Standards Publishing House, 1975, 4 p.
23. MOP-1313500-01–2021. Interindustry restrictive list of fuels, oils, lubricants, special liquids, conservation materials and additives permitted for use in weapons, military and special equipment. Moscow: 25 GosNII Khimmotologii of the Ministry of Defense of Russia, 2021, pp. 46–50. Available at: https://ens.mil.ru/files/MOP-2021.pdf (accessed: September 25, 2023).
24. State Standard 6794–2017. AMG-10 oil. Technical conditions. Moscow: Standartinform, 2019, 14 p.
25. Aviation lubricants, greases, fluids, oils & fuels. Available at: https://www.exxonmobil.com/en/aviation/products-and-services/products/hyjet-iv-a-plus (accessed: November 21, 2023).
26. Mobil Aero HF aviation hydraulic fluid: properties and characteristics. Available at: https://www.mobil.com/en-us/aviation/pds/gl-xx-mobil-aero-hf-series?ad=semD&an=msn_s&am=modifiedbroad&q=mil+h+5606+hydraulic+fluid&o=29593&qsrc=999&l=sem&askid=22e4232a-71aa-4021-bc7d-7a040b240feb-0-ab_msm (accessed: November 21, 2023).
27. Technical data sheet for hydraulic fluid Hydraunycoil FH 51. Available at: https://www.nyco-group.com/wp-content/uploads/TDS_Hydraunycoil_FH51RU_1E4.pdf (accessed: November 21, 2023).
28. Technical data sheet for mineral oil ROYCO® 756. Available at: https://www.aircraftspruce.com/catalog/pdf/Royco756.pdf (accessed: November 21, 2023).
29. Technical data sheet for hydraulic fluid Nycolube 934. Available at: https://www.nyco-group.com/wp-content/uploads/TDS_Nycolube_NL934_1E2.pdf (accessed: November 21, 2023).
30. Hydraulic fluid composition: pat. US 11053448B2; appl. 21.12.17; publ. 06.07.21.
31. Hydraulic fluids from renewable isoparaffins: pat. WO 2015/192072 A1; appl. 12.06.15; publ. 17.12.15.
32. Hydraulic fluid and fuel resistant sealants: pat. US 20190010370 A1; appl. 07.07.17; publ. 10.01.19.
33. Aviation synthetic hydraulic oil ASGIM. Available at: http://snp-gsm.ru/products/asgim/ (accessed: September 11, 2023).
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.