НАТУРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В МОРСКОЙ ВОДЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОЙКОСТИ К КОРРОЗИИ И БИОПОВРЕЖДЕНИЮ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-11-12-12
УДК 620.1
НАТУРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В МОРСКОЙ ВОДЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОЙКОСТИ К КОРРОЗИИ И БИОПОВРЕЖДЕНИЮ

В работе освещены проблемы методического обеспечения в части оценки стойкости к коррозии и биообрастанию металлических материалов при проведении натурных морских испытаний, а также проведен обзор научно-исследовательских работ ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова, направленных на разработку, совершенствование, уточнение и дополнение методов морских испытаний. Акцентируется внимание на воздействии эколого-биологических аспектов на сложные технические системы и необходимости проведения испытаний материалов на биологическую стойкость – как неотъемлемой части климатических испытаний.

Ключевые слова: коррозия, биологическая стойкость материалов, обрастание, морские испытания, corrosion, biological stability of materials, fouling, marine tests.

Введение

Наиболее важным этапом при создании техники является назначение ее климатического исполнения. Климатическое исполнение показывает, в каком климате и при каком уровне воздействия внешних факторов может работать тот или иной материал, изделие в течение назначенного срока эксплуатации. Предварительное определение климатического исполнения изделий позволяет не только обеспечить безопасную эксплуатацию, но и значительно снизить затраты на ремонт и восстановление после поломок и разрушений изделий и сложных технических систем при воздействии климатических факторов [1–4].

Экономические расчеты показывают, что предупреждение разрушений, аварий и катастроф обходится значительно дешевле, чем ликвидация их последствий. Во всем мире особое внимание уделяется процессам квалификации материалов и мониторингу состояния конструкций и оборудования технологических процессов.

Металлоконструкции, суда, портовые и гидротехнические сооружения, оборудование, эксплуатирующиеся в морской воде, подвергаются биологическому обрастанию, что, в свою очередь, становится причиной усиления коррозионных процессов металла в водной агрессивной среде, технологических аварий и экологических катастроф.

На современном этапе развития техники и промышленного производства необходимо принимать к сведению воздействие эколого-биологических аспектов на сложные технические системы и, как минимум, учитывать, что:

– для устойчивого развития экономики страны необходим мониторинг изменения форм и разнообразия микрофлоры в зависимости от изменения структуры промышленного комплекса регионов и особенностей изменения климата с точки зрения биоповреждений материалов;

– испытания на микробиологическую стойкость материалов, изделий и сложных технических систем должны стать неотъемлемой частью проведения климатических испытаний, назначения ресурса и определения сроков технического обслуживания [5].

Особую актуальность проблема биообрастания приобрела в последнее столетие, когда сильно изменилась экологическая обстановка в морях и океанах и адаптация организмов к новым жизненным условиям, живучесть и агрессивность обрастателей значительно увеличились. Так, обрастание снижает (до 50%) скорость судов, увеличивает (до 40%) потребление ими топлива, повышает (до 20% и более) массу гидротехнических сооружений, нарушает работу водоводов (вплоть до полного прекращения), искажает показания или выводит из строя аппаратуру [6]. Общий мировой ущерб от морского обрастания в настоящее время составляет свыше 50 млрд долл. в год [7, 8].

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 18. «Климатические испытания для обеспечения безопасности и защиты от коррозии, старения и биоповреждений материалов, конструкций и сложных технических систем в природных средах» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [2].

 

Материалы и методы

 

Постановка задачи

В настоящее время изучение биологической стойкости материалов является одной из важнейших материаловедческих задач, поскольку обрастание способствует возрастанию скорости коррозии в 10–20 раз [9, 10]. Обрастание негативно влияет на скорость и механизм протекания коррозии нержавеющих сталей, алюминиевых и медных сплавов. Объясняется это тем, что эти материалы пассивируются в присутствии кислорода и склонны к локальным видам коррозии при снижении доступа кислорода и нарушении пассивной пленки продуктами жизнедеятельности обрастателей.

Связь коррозии с обрастанием наглядно проявляется в соответствии распределения зон коррозии и обрастаний на сваях (рис. 1) – не остается никаких сомнений в причинах коррозии [11].

Коррозионная стойкость – один из важнейших аспектов проблемы надежности и долговечности металлоконструкций, эксплуатирующихся в морской воде. Можно выделить три основные зоны с различными скоростями коррозии гидротехнических объектов в морской среде. Так, исследования, приведенные в работах [12, 13], показали, что наибольший коррозионный износ конструктивных элементов морских стационарных платформ (МСП), расположенных на шельфе Черного моря, равный приблизительно 12% от начальной толщины стенки, достигается в зоне переменного смачивания. В подводной зоне коррозионный износ более низкий и колеблется в диапазоне 5–8,8% (в зависимости от подводных течений). В атмосферной зоне коррозионный износ в среднем составляет 7% [13]. Оценивая степень поражения металлоконструкций опорных блоков МСП, необходимо отметить, что все элементы платформ затронуты коррозией, однако для всех МСП можно отметить очень важную тенденцию: фактическое состояние металлоконструкций надводных частей производственных блоков в зоне переменного смачивания характеризуется наибольшим коррозионным износом. Средний износ элементов в этой зоне составляет 25–40%. Максимальный износ отдельных элементов достигает 75–85% [13]. Эти данные также подтверждаются и в других источниках [14, 15], в которых средняя скорость коррозии в зоне переменного смачивания составила 0,16 мм/год, а в подводной и надводной зонах 0,12 и 0,10 мм/год соответственно.

 

 

 

Рис. 1. Схема распределения обрастания и коррозии на металлических сваях:

А – обрастание отсутствует; Б – зона водорослей; В – зона моллюсков митилястеров; Г – зона гидроидов с небольшими сростками митилястеров; Д – крупные сростки митилястеров; Е – сильная «слоистая коррозия»; Ж – очень сильная «бугристая коррозия»; З – заметная «бугристая коррозия»; И – крупные пятна коррозии; К – небольшие пятна коррозии под сростками митилястеров

 

Подобная зависимость скорости коррозии от отметки погружения сохраняется не только для южных, но и для северных морских водоемов. Так, на рис. 2 представлена зависимость скорости коррозии стенки сваи от отметки погружения для сквозного пирса, расположенного в Кольском заливе. Основанием эстакады пирса являются стальные трубы диаметром 720, 820 и 1020 мм. Номинальное значение толщины стенки трубы Ø1020 мм составляет 11 мм [15].

 

 

Рис. 2. Измеренная остаточная толщина стенки труб: расчетная скорость коррозии; данные замеров остаточных толщин (где НПУ – нормальный подпорный уровень)

Основное внимание при проектировании и строительстве гидротехнических и портовых объектов, а также судов уделяется вопросам предотвращения возникновения и развития гальванической коррозии. Именно поэтому при проведении морских испытаний необходимо оценивать биологическую и коррозионную стойкость материалов при их контакте (крепеж, сварные соединения, соединения разнородных металлов и углепластков с металлами) и во всех наиболее опасных зонах воздействия морской среды (например, пассивирующихся металлов в зоне ватерлинии; металлов, подверженных наводороживанию в придонных слоях с высокой концентрацией сероводорода), размещая образцы на надводных и подводных стендах, а также на стендах, моделирующих ватерлинию морских судов и сооружений.

Многолетние исследования процессов микро- и макрообрастания сталей и медных сплавов в морской воде показали [16–22], что значительно более активно коррозионные процессы протекают в натурной морской воде по сравнению с искусственной морской водой, что связано с активностью микроорганизмов в биопленке, образующейся в первые часы экспозиции в естественной морской воде.

В работе [23] показано, что биопленка, образование которой в морской воде является первым этапом колонизации любых металлических поверхностей, является основной причиной коррозионных повреждений металлов в морской среде. Для углеродистых сталей марок 08, 10, 20 и Ст. 3, нержавеющей стали 12Х18Н10Т и алюминиевого сплава АМг61 обнаружена связь между значениями активности микроорганизмов и скоростью коррозии.

 

Основные методы исследований

Испытания материалов и средств защиты от обрастанияразделяют на лабораторные, стендовые и натурные. Однако только последние, выполненные не менее чем в течение 2,5 лет во всех диапазонах естественных и эксплуатационных условий, позволяют правильно оценить выбор мер защиты для данного района и объекта [24].

Лабораторные испытания дают крайне приблизительные сведения о видовом разнообразии обрастателей и эффективности способа и доз средств защиты (химических, физических, биологических). Они искусственно ограничивают число и диапазон колебаний абиотических факторов (освещенность и спектральный состав света, температура, соленость, насыщенность кислородом и другими газами и многое другое), время опытов, объем сосудов, число видов организмов.

Стендовые испытания - основной способ первичной оценки обрастателей и эффективности средств защиты. Наиболее важны при этом: правильный выбор места установки стенда и правильность установки опытных и особенно контрольных образцов. Место установки стенда должно иметь интенсивное обрастание, длительный сезон оседания и большое разнообразие видового состава обрастателей с обязательным наличием главных массовых вредоносных обрастателей: «сидячих» животных (гидроидов, корковых мшанок, червей серпулид, двустворок метилид, усоногих раков, оболочников) и прикрепленных водорослей (одноклеточных диатомовых и многоклеточных зеленых (кладофор, энтероморф), красных и бурых). Важны и направления течений, сгонно-нагонных ветров, прибоя и т. д. [24].

Натурные испытания – наиболее достоверный и наиболее длительный вид проведения испытаний материалов. Однако даже они не дают возможности прогнозирования стойкости материалов и покрытий к воздействию морской микрофлоры и не позволяют сделать гарантированные выводы об эффективности и особенностях применения средств защиты, потому что развитие сети каналов, объема и скоростей судоходства способствует переносу неэндемических обрастателей в новые районы, а органические, тепловые и другие загрязнения приводят к их интенсивному развитию.

 

Нормативная документация

Важными этапами мониторинга являются не только анализ видового состава, количественных характеристик и пространственного распределения обрастателей, выявление сезонной динамики численности видов, построение математических моделей функционирования сообщества и др., но также исследования влияния обрастателей на структуру и свойства материалов. Это хорошо понимают и учитывают за рубежом, где испытания на коррозионную стойкость и стойкость к биологическому обрастанию материалов, изделий и сложных технических систем в морской воде являются неотъемлемой частью проведения климатических испытаний.

Так, ASTM G52 охватывает режимы испытаний при полном погружении, в приливной зоне и связанное с ним периодическое смачивание и воздействие зоны распыления. Особое внимание в стандарте уделяется выбору материалов для стенда и крепежных элементов. Согласно требованиям стандарта, недопустимо нахождение вблизи исследуемых образцов алюминиевых сплавов, меди и медьсодержащих сплавов, так как это может способствовать возникновению гальванической коррозии и значительному ускорению коррозионных процессов. Рекомендуемые сроки испытаний составляют 0,5; 1; 2; 5; 10 и 20 лет.

Стандарт ISO 11306 устанавливает требования к проведению натурных испытаний металлов в верхних слоях морской воды, а также рекомендует проводить испытания в течение не менее 1 года, чтобы оценить влияние переменных факторов, которые варьируются в течение года. Рекомендуемыми сроками испытаний являются 0,5; 1; 2; 5; 10 и 20 лет. Следует отметить, что требования к материалам, применяемым для изготовления стенда и крепления образцов, при испытаниях в морской воде выше, чем на открытом воздухе вследствие возможности влияния данных материалов на коррозионные процессы исследуемых образцов. Так, следует избегать применения медьсодержащих материалов для каркаса стенда и вспомогательных крепежных элементов, поскольку это может усилить коррозию алюминиевых сплавов.

Стандарт ISO 20340 регламентирует продолжительность испытаний систем ЛКП для морских конструкций в зонах переменного смачивания и полного погружения. Определены три различные по коррозионной активности зоны морской воды:

подводная зона – область, которая постоянно находится под водой;

промежуточная, или переменная зона – область, в которой уровень воды меняется из-за естественных и искусственных эффектов, увеличивая таким образом коррозию из-за комбинированного влияния воды и атмосферы;

зона брызг – область, подверженная воздействию волн и брызг, что может привести к исключительно высокой коррозии, особенно в морской воде.

Стандарт ISO 2812-2 регламентирует испытания ЛКП при полном погружении и переменном смачивании.

В РФ требования к проведению испытаний в морской воде устанавливает лишь ГОСТ 9.909, который не регламентирует ни требования к стенду для натурных морских испытаний, ни требования к установке образцов и контролю обрастателей. Нормативная документация, регламентирующая проведение испытаний в зонах ватерлинии и забрызгивания, отсутствует вовсе.

Исходя из того, что наибольшее влияние на развитие коррозионных процессов материалов оказывают следующие факторы: температура воды, ее соленость, плотность, водородный показатель (рН), количество растворенного кислорода, концентрация ионов (хлорид-, сульфат-, нитрит-, нитрат-, фторид-, фосфат-ионов; ионов аммония, калия, кальция, натрия и магния), биологический фактор, – во ФГУП «ВИАМ» для станций берегового и надводного типа (по ГОСТ 9.906) разработана процедура регистрации факторов, определяющих коррозионную агрессивность морской/пресной воды, с обязательной оценкой стойкости материалов к биообрастанию.

Обязательной и важной частью оценки коррозионной агрессивности водной среды является контроль параметров морской/пресной воды (см. таблицу).

 

Обязательные параметры для контроля

Параметры воды

Устройства контроля

Методы мониторинга

Температура

Термометр

ГОСТ 9.906

рН

рН-метр

РД 52.10.735

Плотность

Aреометр

ГОСТ 9.906

Соленость

Анализатор жидкости

кондуктометрический

ГОСТ 9.906

Растворенный

кислород

Анализаторы растворенного кислорода/другие методики измерения

Для анализаторов – методика работы

на конкретном анализаторе.

Йодометрический метод – РД 52.10.736

Анионы

Хлорид-ион

Хроматограф и/или

система капиллярного
электрофореза

Для пресной воды:

ГОСТ Р 31867

Сульфат-ион

Нитрит-ион

Нитрат-ион

Фторид-ион

Фосфат-ион

Катионы

Аммоний

Система капиллярного

электрофореза

Для пресной воды:

ГОСТ 31869

Калий

Кальций

Натрий

Магний

 

В настоящее время, несмотря на важность и актуальность проблемы, необходимость разработки новой и актуализации имеющейся нормативной документации, в распоряжении разработчиков материалов в лучшем случае имеются устаревшие буйковые якорные станции с прикрепленными к тросу приборами и рамами для образцов.

 

Результаты и обсуждение

исследований в ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова

Над созданием усовершенствованного и современного аналога буйковой станции в настоящее время работают во ФГУП «ВИАМ», в структуру которого входит Центр коллективного пользования по испытаниям материалов, техники и сложных технических систем в природных средах. В рамках Центра коллективного пользования разрабатывается проект уникального морского стенда на базе ГЦКИ, оснащенного современной измерительной аппаратурой по контролю физико-химических параметров морской воды (температуры, рН, растворенного кислорода, волнения, электропроводности, давления и т. д.). Стенд позволит проводить натурные испытания материалов и защитных покрытий в морской воде на различных глубинах, в зонах переменного смачивания и забрызгивания с оценкой стойкости к коррозии и биообрастанию. Осуществляется также развитие и модернизация имеющейся технологической инфраструктуры для возможности проведения полномасштабных комплексных испытаний по оценке стойкости и надежности материалов и образцов конструкций в морской воде.

В настоящее время для оценки стойкости материалов к биообрастанию и коррозии в морской воде в ГЦКИ ВИАМ проводятся как натурные морские испытания материалов и конструкций, так и отрабатывается методика испытания образцов в емкостях с морской водой при полном погружении. Так, проведены исследования влияния морской воды на материалы обшивки судов и собраны данные для составления методики. Имитируя условия стоянки судов в порту – как наиболее благоприятный для биообрастания этап эксплуатации судов – в лабораторных условиях в течение 2 лет испытывались пластины и профили.

По результатам экспозиции пластин из сплава 1424-ТГ2 отмечено интенсивное равномерное обрастание с двух сторон микро- и макроводорослями (преимущественно р. Enteromorpha) [25], а также бентосными организмами по всей площади на 80–85% поверхности (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Испытания в морской воде пластин из сплава 1424-ТГ2:

а - испытания в емкостях с морской водой; б - внешний вид пластины после 2 лет экспозиции в морской воде

 

 

Рис. 4. Образец профиля из сплава 1424-ТГ2:

а – внешний вид профиля после 2 лет экспозиции в морской воде; б – внешний вид профиля после снятия продуктов коррозии; в, г – разрушение поверхности металла после биообрастания

На Т-образных профилях после удаления с образцов продуктов коррозии по ГОСТ 9.907 на торцах основания и полки профиля, где ранее отмечался интенсивный рост бентосных организмов, имеется разрушение поверхности металла вплоть до образования сквозного отверстия Ø5 мм (рис. 4), что является примером и доказательством того, что биообрастание вызывает усиление коррозии [9, 10].

 

Заключения

В настоящее время в РФ необходим регулярный мониторинг разнообразия микрофлоры в зависимости от изменений структуры промышленного комплекса регионов и особенностей изменения климата. Для изделий, эксплуатирующихся в водной среде, биологическая стойкость должна стать обязательной характеристикой материалов, а ее оценка должна проводиться при натурных испытаниях на климатических станциях прибрежного типа.

Необходима актуализация имеющегося и разработка нового комплекса стандартов по проведению испытаний материалов в различных по коррозионной активности зонах воздействия морской воды: в зонах полного погружения, переменного смачивания, забрызгивания, а также в зоне ватерлинии.

В настоящее время отсутствие нормативной документации по проведению морских испытаний материалов пытается восполнить ФГУП «ВИАМ» – один из немногих в РФ институтов, который уделяет большое внимание развитию научно-исследовательских работ, направленных на разработку, совершенствование, уточнение и дополнение методов морских испытаний. Причем, понимая зависимость разнообразия микрофлоры и интенсивности биоповреждений материалов от климатических особенностей того или иного региона, работы по оценке влияния морского обрастания на свойства материалов реализуются в климатически различных регионах – Черное море (г. Геленджик), Баренцево море (Мурманская область) – с перспективой расширения географии проведения испытаний.

При разработке стандартов и проведении испытаний необходимо понимать и учитывать, что борьба с коррозией и обрастанием должна предусматривать не тотальное уничтожение сообществ обрастания, а комплекс операций [26], минимизирующих проявление негативного воздействия как обрастания и коррозии, так и отрицательных последствий применения средств и способов защиты от них [27–33], что также соответствует одному из основных положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., относящихся к обеспечению национальных интересов в Мировом океане.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н., Щетанов Б.В., Гращенков Д.В., Шавнев А.А., Няфкин А.Н. Металломатричные композиционные материалы на основе Al‒SiC // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 373–380.
2. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
3. Каблов Е.Н., Старцев О.В., Медведев И.М. Обзор зарубежного опыта исследований коррозии и средств защиты от коррозии // Авиационные материалы и технологии. 2015. №2. С. 76–87. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-76-87.
4. Курс М.Г., Каримова С.А. Натурно-ускоренные испытания: особенности методики и способы оценки коррозионных характеристик алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2014. №1. С. 51–57. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-1-51-57.
5. Лаптев А.Б. С учетом последствий изменений климата // Индустрия. Инженерная газета. 2017. №5. С. 5.
6. Карпов В.А. Биокоррозия в морской среде и основы применения защитных покрытий: автореф. дис. … д-р техн. наук. М., 2012. 48 с.
7. Лебедев Е.М., Пермитин Ю.Е., Караева Н.И. К вопросу об обрастании пластин на Черном море // Труды ИОАН. 1963. Т. 10. С. 82–93.
8. Лебедев Е.М. Некоторые актуальные вопросы изучения обрастания и защиты от него // Изучение процессов морского биообрастания и разработка методов борьбы с ним. Л.: ЗИН, 1987. С. 62–64.
9. Михеев А.И. Влияние обрастания и низких температур на безопасную эксплуатацию судов // Водный транспорт. 2013. Вып. 3. С. 56–61.
10. Шкабара Н.А. Эколого-технологическое изучение покрытия барьерного типа для защиты от коррозии и морского обрастания нефтегазопроводов, плавучих средств и портовых сооружений (на примере Геленджикской бухты): автореф. дис. … канд. техн. наук. Краснодар, 2015. 113 с.
11. Панченко Ю.М., Стрекалов П.В., Никулина Т.В. Влияние удержанных продуктов коррозии на торможение коррозионного процесса. Ч. I. Первые два года // Коррозия: материалы, защита. 2013. №2. С. 9–18.
12. Бородавкин П.П. Морские нефтегазовые сооружения: учебник для вузов. М.: Недра-Бизнесцентр, 2006. Ч. 1: Конструирование. 555 с.
13. Староконь И.В. О влиянии коррозионного воздействия на развитие усталостных трещин на морских нефтегазовых сооружениях (МНГС) // Фундаментальные исследования. 2012. №11. Ч. 5. С. 1214–1219.
14. Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ. СПб.: Морской регистр судоходства, 2008. 483 с.
15. Маркович Р.А., Кан М.К., Михайлов С.В. Коррозия и методы защиты зоны переменного смачивания металлоконструкций гидротехнических сооружений эстакадного типа // Гидротехника. 2014. №4. С. 71.
16. Microbially Influenced Corrosion of Materials: Scientific and Engineering Aspects / eds. E. Heitz, H.-C. Flemming, W. Sand. Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, 1996. 475 p.
17. Dazhang Yang, Jianhua Liu, Xiaoxue E, Linlin Jiang. Experimental study of composition and influence factors on fouling of stainless steel and copper in seawater // Annals of Nuclear Energy. 2016. Vol. 94. P. 767–772.
18. Al-Muhanna K., Habib K. Marine bio-fouling of different alloys exposed to continuous flowing fresh seawater by electrochemical impedance spectroscopy // Journal of Saudi Chemical Society. 2016. Vol. 20. Issue 4. P. 391–396.
19. Mansfeld F., Little B. Microbiologically influenced corrosion of copper-based materials exposed to natural seawater // Electrochimica Acta. 1992. Vol. 37. Issue 12. P. 2291–2297.
20. Корякова M.Д., Филоненко Н.Ю., Каплин Ю.М. Исследование коррозии высоколегированных сталей в морской воде под балянусами // Защита металлов. 1995. Т. 31. №2. С. 219–221.
21. Каплин Ю.М., Корякова М.Д., Никитин В.М., Супонина А.П. Механизм коррозии стали под основанием балянуса // Защита металлов. 1998. Т. 34. №1. С. 89–93.
22. Корякова М.Д., Никитин В.М., Спешнева Н.В. Роль бактериальной пленки под балянусами в коррозии высоколегированной стали в морской воде // Защита металлов. 1998. Т. 34. №2. С. 208–211.
23. Карпов В.А., Ковальчук Ю.Л., Беленева И.А., Петросян В.Г. Исследование коррозии металлов в тропических морских водах // Новости материаловедения. Наука и техника: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №6 (24). Ст. 03. URL: http://www.materialsnews.ru (дата обращения: 08.11.2017).
24. Лебедев Е.М., Ильин И.H. Методы исследований морского и океанического обрастания // Обрастание и биоповреждения. Экологические проблемы. М.: Наука, 1992. С. 65–76.
25. Зинова А.Д. Определитель зеленых, бурых и красных водорослей южных морей СССР. М.–Л., 1967. 397 с.
26. Глухенький И.Ю., Лаврентьев А.В., Попова Г.Г. Моделирование аварийных разливов нефти в Керченском проливе // Безопасность в техносфере. 2014. №6. С. 3–6.
27. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. 230 с.
28. Морская коррозия. М.: Металлургия, 1983. 512 с.
29. Протасов В.Н. Теория и практика применения полимерных покрытий в оборудовании и сооружениях нефтегазовой отрасли. М.: Недра-Бизнесцентр, 2007. 374 с.
30. Долгопольская М.А. Экспериментальное изучение процесса обрастания в море // Труды Севастопольской биологической станции. 1954. Т. 8. С. 157–173.
31. Долгопольская М.А., Дегтярев П.Ф. Биологическое обоснование для стендовых испытаний средств защиты от обрастания // Биологические исследования Черного моря и его промысловых ресурсов. М.: Наука, 1968. С. 132–136.
32. Изучение процессов морского биообрастания и разработка методов борьбы с ним. Л.: Зоологический институт АН СССР, 1987. 132 с.
33. Ильин И.Н. Методы изучения обрастания в океане // Экологические аспекты защиты техники и материалов. Теория и практика натурных испытаний. М.: ИПЭЭ РАН, 2000. Ч. 2. С. 32–36.
1. Kablov E.N., Shchetanov B.V., Grashhenkov D.V., Shavnev A.A., Nyafkin A.N. Metallomatrichnye kompozicionnye materialy na osnove Al–SiC [Metalmatrix composite materials on the basis of Al–SiC] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 373–380.
2. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
3. Kablov E.N., Startsev O.V., Medvedev I.M. Obzor zarubezhnogo opyta issledovanij korrozii i sredstv zashhity ot korrozii [Review of international experience on corrosion and corrosion protection] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №2 (35). S. 76–87. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-76-87.
4. Kurs M.G., Karimova S.A. Naturno-uskorennye ispytaniya: osobennosti metodiki i sposoby ocenki korrozionnyh harakteristik alyuminievyh splavov [Salt-accelerated outdoor corrosion testing: methodology and evaluation of corrosion susceptibility of aluminum alloy] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №1. S. 51–57. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-1-51-57.
5. Laptev A.B. S uchetom posledstvij izmenenij klimata [Taking into account consequences of climate changes] // Industriya. Inzhenernaya gazeta. 2017. №5. S. 5.
6. Karpov V.A. Biokorroziya v morskoj srede i osnovy primeneniya zashhitnyh pokrytij: avtoref. dis. … d-r tehn. nauk [Biocorrosion in the marine environment and bases of application of protecting covers: thesis, Dr. Sc. (Tech.)]. M., 2012. 48 s.
7. Lebedev E.M., Permitin Yu.E., Karaeva N.I. K voprosu ob obrastanii plastin na Chernom more [To question of overgrowing of plates on Black Sea] // Trudy IOAN. 1963. T. 10. S. 82–93.
8. Lebedev E.M. Nekotorye aktualnye voprosy izucheniya obrastaniya i zashhity ot nego [Some topical issues of studying of overgrowing and protection against it] // Izuchenie processov morskogo bioobrastaniya i razrabotka metodov borby s nim. L.: ZIN, 1987. S. 62–64.
9. Miheev A.I. Vliyanie obrastaniya i nizkih temperatur na bezopasnuyu ekspluataciyu sudov [Influence of overgrowing and low temperatures on safe operation of vessels] // Vodnyj transport. 2013. Vyp. 3. S. 56–61.
10. Shkabara N.A. Ekologo-tehnologicheskoe izuchenie pokrytiya bar'ernogo tipa dlya zashhity ot korrozii i morskogo obrastaniya neftegazoprovodov, plavuchih sredstv i portovyh sooruzhenij (na primere Gelendzhikskoj buhty): avtoref. dis. … kand. tehn. nauk [The ecologist technological studying of covering of barrier type for corrosion protection and sea overgrowing of oil and gas pipelines, watercrafts and port installations (on example of the Gelendzhiksky bay): thesis, PhD (Tech.)]. Krasnodar, 2015. 113 s.
11. Panchenko Yu.M., Strekalov P.V., Nikulina T.V. Vliyanie uderzhannyh produktov korrozii na tormozhenie korrozionnogo processa. Ch. I. Pervye dva goda [Influence of the withheld products of corrosion on braking of corrosion process. H. I. First two years] // Korroziya: materialy, zashhita. 2013. №2. S. 9–18.
12. Borodavkin P.P. Morskie neftegazovye sooruzheniya: uchebnik dlya vuzov [Sea oil and gas constructions: the textbook for higher education institutions]. M.: Nedra-Biznescentr, 2006. Ch. 1: Konstruirovanie. 555 s.
13. Starokon I.V. O vliyanii korrozionnogo vozdejstviya na razvitie ustalostnyh treshhin na morskih neftegazovyh sooruzheniyah (MNGS) [About influence of corrosive attack on development of fatigue cracks on sea oil and gas constructions (SOGC)] // Fundamentalnye issledovaniya. 2012. №11. Ch. 5. S. 1214–1219.
14. Pravila klassifikacii, postrojki i oborudovaniya plavuchih burovyh ustanovok i morskih stacionarnyh platform [Ruled classifications, construction and the equipment of floating drilling rigs and offshore fixed platforms]. SPb.: Morskoj registr sudohodstva, 2008. 483 s.
15. Markovich R.A., Kan M.K., Mihajlov S.V. Korroziya i metody zashhity zony peremennogo smachivaniya metallokonstrukcij gidrotehnicheskih sooruzhenij estakadnogo tipa [Corrosion and methods of protection of zone of variable wetting of metalwork of hydraulic engineering constructions of platform type ] // Gidrotehnika. 2014. №4. S. 71.
16. Microbially Influenced Corrosion of Materials: Scientific and Engineering Aspects / eds. E. Heitz, H.-C. Flemming, W. Sand. Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, 1996. 475 p.
17. Dazhang Yang, Jianhua Liu, Xiaoxue E, Linlin Jiang. Experimental study of composition and influence factors on fouling of stainless steel and copper in seawater // Annals of Nuclear Energy. 2016. Vol. 94. P. 767–772.
18. Al-Muhanna K., Habib K. Marine bio-fouling of different alloys exposed to continuous flowing fresh seawater by electrochemical impedance spectroscopy // Journal of Saudi Chemical Society. 2016. Vol. 20. Issue 4. P. 391–396.
19. Mansfeld F., Little B. Microbiologically influenced corrosion of copper-based materials exposed to natural seawater // Electrochimica Acta. 1992. Vol. 37. Issue 12. P. 2291–2297.
20. Koryakova M.D., Filonenko N.Yu., Kaplin Yu.M. Issledovanie korrozii vysokolegirovannyh stalej v morskoj vode pod balyanusami [Research of corrosion high-alloy steel in sea water under barnacles] // Zashhita metallov. 1995. T. 31. №2. S. 219–221.
21. Kaplin Yu.M., Koryakova M.D., Nikitin V.M., Suponina A.P. Mehanizm korrozii stali pod osnovaniem balyanusa [The mechanism of corrosion of steel under the basis barnacles] // Zashhita metallov. 1998. T. 34. №1. S. 89–93.
22. Koryakova M.D., Nikitin V.M., Speshneva N.V. Rol bakterialnoj plenki pod balyanusami v korrozii vysokolegirovannoj stali v morskoj vode [Role of bacteriemic film under barnacles in corrosion of high-alloy steel in sea water // Zashhita metallov. 1998. T. 34. №2. S. 208–211.
23. Karpov V.A., Kovalchuk Yu.L., Beleneva I.A., Petrosyan V.G. Issledovanie korrozii metallov v tropicheskih morskih vodah [The study of the corrosion of metals in tropical marine waters] // Novosti materialovedeniya. Nauka i tehnika: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №6 (24). St. 03. Available at: http://www.materialsnews.ru (accessed: November 08, 2017).
24. Lebedev E.M., Ilin I.H. Metody issledovanij morskogo i okeanicheskogo obrastaniya [Methods of researches of sea and oceanic overgrowing] // Obrastanie i biopovrezhdeniya. Ekologicheskie problemy. M.: Nauka, 1992. S. 65–76.
25. Zinova A.D. Opredelitel zelenyh, buryh i krasnyh vodoroslej yuzhnyh morej SSSR [Determinant of green, brown and red algas of the southern seas of the USSR]. M.–L., 1967. 397 s.
26. Gluhenkij I.Yu., Lavrentev A.V., Popova G.G. Modelirovanie avarijnyh razlivov nefti v Kerchenskom prolive [Modeling of emergency oil spillages in the Strait of Kerch] // Bezopasnost v tehnosfere. 2014. №6. S. 3–6.
27. Cvetkov V.Ya. Geoinformacionnye sistemy i tehnologii [Geoinformation systems and technologies]. M.: Finansy i statistika, 1998. 230 s.
28. Morskaya korroziya [Sea corrosion]. M.: Metallurgiya, 1983. 512 s.
29. Protasov V.N. Teoriya i praktika primeneniya polimernyh pokrytij v oborudovanii i sooruzheniyah neftegazovoj otrasli [The theory and practice of application of polymer coatings in the equipment and constructions of the oil and gas industry]. M.: Nedra-Biznescentr, 2007. 374 s.
30. Dolgopolskaya M.A. Eksperimentalnoe izuchenie processa obrastaniya v more [Experimental studying of process of overgrowing in the sea] // Trudy Sevastopolskoj biologicheskoj stancii. 1954. T. 8. S. 157–173.
31. Dolgopolskaya M.A., Degtyarev P.F. Biologicheskoe obosnovanie dlya stendovyh ispytanij sredstv zashhity ot obrastaniya [Biological justification for stand tests of security features from overgrowing] // Biologicheskie issledovaniya Chernogo morya i ego promyslovyh resursov. M.: Nauka, 1968. S. 132–136.
32. Izuchenie processov morskogo bioobrastaniya i razrabotka metodov borby s nim [Studying of processes of sea biofouling and development of methods of fight against it]. L.: Zoologicheskij institut AN SSSR, 1987. 132 s.
33. Ilin I.N. Metody izucheniya obrastaniya v okeane [Methods of studying of overgrowing at the ocean] // Ekologicheskie aspekty zashhity tehniki i materialov. Teoriya i praktika naturnyh ispytanij. M.: IPEE RAN, 2000. Ch. 2. S. 32–36.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.