ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛЬЦИЯ КАК ЛЕГИРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА В ЛИТЕЙНЫХ МАГНИЕВЫХ СПЛАВАХ СИСТЕМЫ Mg–Al–Zn–Mn СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИМ И АТОМНО-ЭМИССИОННЫМ МЕТОДАМИ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-4-10-10
УДК 669.018.28:669.721.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛЬЦИЯ КАК ЛЕГИРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА В ЛИТЕЙНЫХ МАГНИЕВЫХ СПЛАВАХ СИСТЕМЫ Mg–Al–Zn–Mn СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИМ И АТОМНО-ЭМИССИОННЫМ МЕТОДАМИ

Показано, что при спектрофотометрическом определении кальция основные легирующие элементы (Al, Zn, Mn), присутствующие в литейных магниевых сплавах системы MgAlZnMn, не оказывают влияния на величину оптической плотности при определении содержания в сплаве кальция. Для получения воспроизводимых результатов эксперимент необходимо проводить в кварцевой посуде.

Определение кальция в магниевых сплавах методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой позволяет определять одновременно и другие легирующие элементы, содержащиеся в сплаве. При этом установлено, что они не оказывают негативного влияния на количественное определение кальция. Для исследуемого диапазона концентраций кальция выбраны наиболее чувствительные и наименее подверженные интерференции аналитические линии Ca.

Для контроля правильности и достоверности полученных результатов анализа по определению содержания кальция в магниевых сплавах использовали модельные растворы. Установлено, что содержание элементов находится в пределах допустимых погрешностей.

Разработаны методики фотометрического и атомно-эмиссионного определения кальция в литейных магниевых сплавах системы MgAlZnMn.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 2.1. «Фундаментально-ориентированные исследования» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») 

Ключевые слова: магниевые сплавы системы Mg–Al–Zn–Mn, кальций, спектрофотомерия, атомно-эмиссионная спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой, magnesium alloys of Mg–Al–Zn–Mn, calcium, spectrophotometry, atomic emission spectrometry with inductively coupled plasma.

Введение

В конце 30-х годов прошлого столетия наступил новый этап в развитии авиационно-космической техники. В эти годы появляются первые разработки реактивных двигателей, создаются новые наукоемкие инновационные технологии и материалы, способные работать при более жестких условиях эксплуатации. В современных условиях конструкторские и технологические разработки направлены на создание принципиально новых материалов для авиационной техники, которые должны быть супержаропрочными, что необходимо для повышения ресурса двигателей в новых условиях их эксплуатации, и сверхлегкими для повышения весовой эффективности конструкций [1–5]. Последнее требование к конструкциям летательных аппаратов реализуется с использованием в изделиях авиационной техники магниевых сплавов [6–8].

Магниевые сплавы в настоящее время вызывают у конструкторов авиационной и космической техники особый интерес. За последнее время производство первичного магния в мире практически удвоилось и достигло 550–600 тыс. тонн в год.

Магний – серебристо-белый очень легкий металл, почти в 5 раз легче меди, в 4,5 раза легче железа; даже алюминий в 1,5 раза тяжелее магния.

Химические свойства магния довольно своеобразны – он образует химические соединения с кислородом и хлором, не боится едких щелочей, соды, керосина, бензина и минеральных масел. В то же время он довольно быстро растворяется в морской и минеральной воде. Почти не реагирует с холодной пресной водой, но энергично вытесняет водород из горячей.

Земная кора богата магнием – в ней содержится ˃2,1% этого элемента. Лишь шесть элементов периодической системы встречаются на Земле чаще магния. Он входит в состав почти двухсот минералов, но получают его в основном из трех – магнезита, доломита и карналлита.

В России богатые месторождения магнезита расположены на Среднем Урале (Саткинское) и в Оренбургской области (Халиловское). Доломит – самый распространенный из магнийсодержащих минералов – встречается на Донбассе, в Московской и Ленинградской областях и многих других местах. В районе города Соликамска разрабатывается крупнейшее в мире месторождение карналлита.

Магний чрезвычайно легок, и это свойство могло бы сделать его прекрасным конструкционным материалом, но чистый магний мягок и непрочен, поэтому конструкторы используют его в виде сплавов с другими металлами. Особенно широко применяются сплавы магния с алюминием, цинком и марганцем. Каждый из компонентов вносит свой вклад в свойства сплава: алюминий и цинк увеличивают прочность сплава, марганец повышает его антикоррозионную стойкость. Магний придает сплаву легкость – детали из магниевого сплава на 20–30% легче алюминиевых и на 50–75% – чугунных и стальных. Есть немало элементов, которые улучшают магниевые сплавы, повышают их жаростойкость и пластичность, делают устойчивее к окислению – это литий, кальций, бериллий, церий, кадмий, титан и другие.

Магниевые сплавы являются не только самыми легкими конструкционными материалами, но и остаются единственным конкурентом конструкционных пластмасс и алюминиевых среднепрочных сплавов по весовым характеристикам, имея перед ними существенные преимущества:

– высокие удельные прочность и жесткость, хорошие длительная прочность и выносливость;

– стабильность механических свойств и размеров при длительном хранении благодаря отсутствию способности естественно стариться;

– возможность эксплуатации в широком диапазоне рабочих температур – от криогенных (-70÷-196°С) до высоких (кратковременно – до 300–350°С, длительно – до 200–250°С);

– высокая демпфирующая способность, хорошее тепловое и противошумное экранирование и др.

Литейные магниевые сплавы в настоящее время применяются для широкой номенклатуры фасонного литья деталей, работающих при температурах от -60 до +350°С в изделиях авиакосмической, транспортной, военной, газовой и нефтеперекачивающей техники – в конструкциях газотурбинных двигателей, приборных панелей и рам, различного класса отсеков, колесного литья и др.

Применение литейных магниевых сплавов взамен алюминиевых целесообразно в тех случаях, когда требуется высокая удельная прочность, демпфирующая способность, совокупность ресурсных характеристик при малой плотности (1800–1900 кг/м3), что позволяет обеспечить снижение массы изделия, трудоемкость изготовления – на 20–25%.

Стратегическим направлением в области разработки сплавов на основе магния остается повышение их весовой эффективности и улучшение технологичностинаряду с повышением коррозионной стойкости.

К традиционным легирующим элементам для магниевых сплавов относятся алюминий, цинк и марганец. Одним из элементов, улучшающим свойства магниевых сплавов, является также кальций.

Из научно-технических литературных источников известно, что добавки в литейные магниевые сплавы кальция способствуют [9–14]:

– повышению их стойкости к окислению благодаря образованию плотной защитной оксидной пленки и оказанию влияния на способность сплава к термической обработке;

– увеличению твердости и сопротивлению ползучести в связи с образованием интерметаллических соединений Mg2Ca с высокой температурой плавления; кроме того, цинк и кальций с магнием могут образовывать стабильное интерметаллическое соединение Ca2Mg6Zn3, которое может способствовать упрочнению сплавов системы Mg–Al–Zn в процессе термообработки;

– уменьшению пористости отливок из сплавов системы Mg–Al–Zn–Mn;

– измельчению структуры и повышению тепловой устойчивости сплава, вызванной упрочнением твердого раствора кальция в магниевой матрице и эффектом упрочнения термически стабильных частиц фазы Al2Ca, которые образуют взаимосвязанный каркас.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что кальций оказывает положительное влияние на магниевые сплавы.

Проведен анализ поведения кальция в магниевом расплаве при длительной выдержке в печи. Для выявления особенностей поведения кальция в расплаве в процессе плавки приготовлен сплав магния с 2% (по массе) кальция.

Из полученных результатов видно, что количество зерен в структуре быстро уменьшается по мере выдержки металла в печи. При выдержке более 80 мин количество зерен в сплаве почти не отличается от такового в чистом магнии (рис. 1).

Показано, что добавки Ca (0,1–0,4% (по массе)) измельчают структуру сплава в литом состоянии; дальнейшее увеличение содержания количества Ca не ведет к значительному измельчению структуры (рис. 2).

  

Рис. 1. Зависимость размера зерна в магнии от добавления кальция и продолжительности выдержки металла в печи

 

 

Рис. 2. Зависимость размера зерна от содержания кальция в сплаве (литье в кокиль)

 

На рис. 3 представлены данные об изменении скорости коррозии. Присутствие в магниевом сплаве добавки кальция снижает скорость коррозии образца, отлитого в кокиль, более чем в 15 раз. Термическая обработка образца, не содержащего кальций, также несколько уменьшает скорость коррозии, однако в количественном выражении это снижение незначительно.

 

 

Рис. 3. Изменение скорости коррозии в зависимости от состава и состояния образцов, отлитых в кокиль. Режим термообработки Т4: закалка при 410–420°С, выдержка 4–12 ч, охлаждение в горячей воде

 

 

При проведении плавки под флюсами наблюдаются хорошие рафинирующие и защитные свойства сплава. Флюс содержит в своем составе MgCl2, что снижает потери кальция при выплавке магниевых сплавов. Плавку проводили в лабораторной печи сопротивления СШОЛ. На дно стального тигля загружали сплав МЛ5 с флюсом ФЛ10. Количество флюса составляет 0,5–1,0% от массы шихты. Состав флюса приведен в табл. 1.

 

Таблица 1

Состав флюса марки ФЛ10, разработанного во ФГУП «ВИАМ»

Содержание соединения, % (по массе)

MgCl2

KCl

BaCl2

CaF2

MgF2

B2O3

20–35

16–29

8–12

14–23

14–23

0,5–0,8

 

Предприятия авиационной промышленности требуют жесткого контроля качества материалов авиационно-космического назначения, что ставит перед химико-аналитическими лабораториями отрасли задачу надежного и достоверного определения содержания легирующих, микролегирующих и примесных элементов, в том числе кальция в сплавах на основе магния. Однако нормативные документы и методики определения массовой доли Ca, разработанные в конце прошлого столетия и имеющие статус действующих, потеряли свою актуальность и требуют серьезной доработки и разработки новых методик с использованием современного химико-аналитического оборудования, при этом необходимые современные методики в широком доступе отсутствуют.

Так, ГОСТ 3240.7–76 «Сплавы магниевые. Метод определения кальция» устанавливает пламенно-фотометрический метод определения кальция при массовой доле кальция только от 0,01 до 0,2% (по массе).

В ГОСТ 7728–79 «Сплавы магниевые. Методы спектрального анализа» прописан фотографический метод спектрального анализа для определения кальция в диапазоне от 0,01 до 5% (по массе). Метод основан на возбуждении спектра дуговым или искровым разрядом с последующей регистрацией сигнала (результатов анализа) на фотопластинке с помощью спектрографа с кварцевой оптикой средней дисперсии типа ИСП-30 или типа ДФС-13. Однако подобное оборудование уже давно снято с производства.

В данной работе представлены результаты исследований по определению кальция как легирующего элемента в литейных магниевых сплавах системы Mg–Al–Zn–Mn спектрофотометрическим и атомно-эмиссионным методами.

 

Материалы и методы

Для проведения исследований и разработки методик анализа на содержание кальция применяются следующие материалы:

– стандартный раствор кальция;

– едкий натр (10%-ный водный раствор);

– комплексон III (0,02 н. водный раствор);

– арсеназо I (0,05%-ный водный раствор);

– соляная кислота (плотность 1,19 г/см3);

– перекись водорода (30%-ный водный раствор);

– аргон высокой чистоты (99,998%);

– модельные растворы Ca общей концентрацией 2 г/л.

При проведении исследований использовали спектрофотометр ПЭ-5400В и атомно-эмиссионный спектрометр с индуктивно-связанной плазмой Varian 730 ES.

 

 

Результаты

Выполнение анализа

Для фотометрического определения содержания кальция в сплаве навеску 0,1–0,25 г растворяли в минимальном количестве соляной кислоты и переносили раствор в мерную колбу вместимостью 100 мл, добавляли 10 мл 0,02 н. раствора комплексона III и осаждали магний 10%-ным раствором едкого натра. Раствор перемешивали и давали осадку отстояться, затем раствор отфильтровывали. Аликвотную часть раствора 10–25 мл переносили в кварцевую чашку, подкисляли соляной кислотой до кислой реакции (по бумаге конго) и вводили 2 мл соляной кислоты в избытке. Далее прибавляли 2 мл 30%-ного водного раствора перекиси водорода и выпаривали досуха для разрушения комплексона III. Процесс выпаривания повторяли три раза, продолжительность процедуры выпаривания ~(10–15) мин.

Сухой остаток растворяли при нагревании в 5 мл воды, раствор охлаждали и переносили в мерную колбу вместимостью 50 мл. Добавляли 5 мл 0,05%-ного водного раствора арсеназо I и 5–6 капель 10%-ного раствора едкого натра. Раствор при этом окрашивался в фиолетовый цвет, доводили до метки 0,1 н. раствором едкого натра и перемешивали. Через 15 мин измеряли оптическую плотность раствора на спектрометре. Содержание кальция определяли по градуировочному графику.

В последние годы широкое распространение получили инструментальные методы, использующие в качестве источника возбуждения индуктивно-связанную плазму (ICP) (рис. 4). К таким методам относится, в частности, атомно-эмиссионная спектрометрия (ICP-OES) [15–18]. Метод основан на измерении интенсивности линий эмиссии определяемых элементов.

 

Рис. 4. Атомно-эмиссионный спектрометр с индуктивно-связанной плазмой Varian 730 ES (а) и вид индуктивно-связанной плазмы (б)

 

В данной работе проведены исследования по определению кальция в авиационных сплавах на основе магния с помощью метода ICP-OES. Для контроля правильности результатов использовали модельные растворы [19], приготовленные из моноэлементных стандартных растворов химических элементов, входящих в состав сплава.

Определение содержания кальция в магниевых сплавах (0,001–1% (по массе)) выполняли на атомно-эмиссионном спектрометре с аксиальным обзором плазмы Varian 730 ES. Рабочий газ – аргон высокой чистоты (объемная доля Ar –не менее 99,998%). При анализе использовали следующие параметры работы спектрометра: количество реплик (измерений) 10, продолжительность чтения реплики 2 с, продолжительность интегрирования 0,01 с. Для построения градуировочных графиков использовали метод стандартных добавок.

Выбраны наиболее чувствительные и наименее подверженные спектральным наложениям аналитические линии Ca в исследуемом диапазоне концентраций. В данном исследовании использовали модельные растворы с общей концентрацией 2 г/л (2000 ppm), приготовленные из моноэлементных стандартных растворов элементов, имеющих переменное содержание Ca (от 0,001 до 1% (по массе)) и постоянное содержание легирующих элементов, % (по массе): 10,0 Al; 1,0 Zn; 1,0 Mn; 0,5 Si, а также ~90 матрицы на основе Mg.

В табл. 2 представлены результаты измерений содержания Ca на спектрометре Varian 730 ES в модельных растворах (при количестве измерений 10 и вероятности определения 0,95).

 

Таблица 2

Результаты измерения содержания кальция в модельных растворах

Содержание Ca

в модельном растворе,

% (по массе)

Определяемый параметр

Полученное содержание Ca, % (по массе), с использованием наиболее интенсивных аналитических линий, нм

396,847

393,366

422,673

317,933

445,478

1,0

Среднее

значение

1,10

0,99

0,97

1,00

0,99

Доверительный

интервал (±)

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,1

Среднее

значение

0,110

0,099

0,096

0,099

0,098

Доверительный

интервал (±)

0,002

0,002

0,002

0,002

0,002

0,01

Среднее

значение

0,0112

0,0100

0,0094

0,0099

0,0102

Доверительный

интервал (±)

0,00003

0,00004

0,0002

0,0002

0,0002

0,001

Среднее

значение

0,00107

Доверительный

интервал (±)

0,0004

 

Из данных табл. 2 можно сделать вывод, что при выбранных условиях анализа результаты, полученные с использованием спектральных линий 393,366; 317,933 и 445,478 нм, не содержат систематической погрешности. Полученные при этом значения содержания кальция отличаются от действительного значения незначительно, поскольку действительное значение (содержание Ca в модельном растворе) попадает в доверительный интервал.

 

Обсуждение и заключения

В процессе проделанной работы изучены научно-технические литературные источники по методам определения содержания кальция в литейных магниевых сплавах системы Mg–Al–Zn–Mn. В результате проведенных исследований установлено, что при фотометрическом определении содержания кальция присутствие легирующих элементов в сплаве не мешает. Весь процесс эксперимента необходимо проводить в кварцевой посуде для получения воспроизводимых результатов.

Для определения кальция в магниевых сплавах с помощью метода атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой выбраны наиболее чувствительные и наименее подверженные интерференции аналитические линии Ca в исследуемом диапазоне концентраций. Для контроля правильности и достоверности полученных результатов анализа использовали модельные растворы. Установлено, что присутствие в сплаве легирующих элементов не оказывает влияния на количественное определение кальция. Полученные содержания элементов находятся в пределах допустимых погрешностей.

В результате проведенной работы разработаны методики фотометрического и атомно-эмиссионного определения кальция в магниевых сплавах системы Mg–Al–Zn–Mn.

 

Благодарность

Авторы выражают благодарность ведущему научному сотруднику ФГУП «ВИАМ» З.П. Уридии за помощь в подготовке публикации. 


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» – инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3–9.
3. Каблов Е.Н. Из чего сделать будущее? Материалы нового поколения, технологии их создания и переработки – основа инноваций // Крылья Родины. 2016. №5. С. 8–18.
4. Каблов Е.Н. Контроль качества материалов – гарантия безопасности эксплуатации авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2001. №1. С. 3–8.
5. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение в XXI веке. Перспективы и задачи // Авиационные материалы. Избранные труды ВИАМ 1932–2002. М.: МИСИС–ВИАМ, 2002. С. 23–47.
6. Корнышева И.С., Волкова Е.Ф., Гончаренко Е.С., Мухина И.Ю. Перспективы применения магниевых и литейных алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 212–222.
7. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
8. Мухина И.Ю., Дуюнова В.А., Уридия З.П. Перспективные литейные магниевые сплавы // Новости материаловедения. Наука и техника: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №6. Ст. 05. URL: http://www.materialsnews.ru (дата обращения: 12.12.2016).
9. Колтыгин А.В., Плисецкая И.В. Перспективы развития магниевых литейных сплавов, связанные с применением кальция в качестве легирующей добавки // Литейщик России. 2012. №1. С. 38–41.
10. Колтыгин А.В., Плисецкая И.В. О поведении кальция в литейных магниевых сплавах системы Mg–Al–Zn–Mn // Литейное производство. 2010. №8. С. 2–6.
11. Белов В.Д., Колтыгин А.В., Белов Н.А., Плисецкая И.В. Инновации в области литейных магниевых сплавов // Металлург. 2010. №5. С. 67–70.
12. Колтыгин А.В., Базлова Т.А., Плисецкая И.В. Влияние кальция на процесс получения и структуру магния, выплавленного в условиях бесфлюсовой плавки // Металловедение и термическая обработка металлов. 2012. №10 (688). С. 50–54.
13. Колтыгин А.В., Плисецкая И.В. Улучшение свойств магниевых сплавов типа МЛ5 с помощью добавок кальция // Сб. матер. конф. «Прогрессивные литейные технологии». М.: МИСиС, 2011. С. 38–40.
14. Колтыгин А.В., Плисецкая И.В. Особенности плавки магниевых сплавов, легированных кальцием в защитной газовой среде, содержащей элегаз // Там же. С. 40–42.
15. Карпов Ю.А., Барановская В.Б. Роль и возможности аналитического контроля в металлургии // Цветные металлы. 2016. №8 (884). С. 63–67. DOI:10.17580/tsm.2016.08.09.
16. Карпов Ю.А., Барановская В.Б. Возможности и проблемы современной аналитической химии неорганических материалов // Известия Академии наук. Сер.: Химическая. 2015. №8. С. 1989.
17. Тормышева Е.А., Смирнова Е.В., Ермолаева Т.Н. Определения оксидов железа, кальция и алюминия в магнезиальных огнеупорах методом АЭС с ИСП в условиях микроволнового разложения пробы // Вестник Воронежского Государственного университета. Сер.: Химия. Биология. Фармация. 2010. №1. С. 51–55.
18. Пупышев А.А., Данилова Д.А. Использование атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой для анализа материалов и продуктов черной металлургии // Аналитика и контроль. 2007. Т. 11. №2–3. С. 131–181.
19. Загвоздкина Т.Н., Карачевцев Ф.Н., Дворецков Р.М. Применение модельных растворов в атомно-абсорбционном анализе // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №3. Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 12.12.2016). DOI: 0.18577/2307-6046-2015-0-3-10-10.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N. Materialy dlya izdeliya «Buran» – innovacionnye resheniya formirovaniya shestogo tehnologicheskogo uklada [Materials for «Buran» spaceship – innovative solutions of formation of the sixth technological mode] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 3–9.
3. Kablov E.N. Iz chego sdelat budushhee? Materialy novogo pokoleniya, tehnologii ih sozdaniya i pererabotki – osnova innovacij [What the future to make of? Materials of new generation, technology of their creation and processing – basis of innovations] // Krylya Rodiny. 2016. №5. S. 8–18.
4. Kablov E.N. Kontrol kachestva materialov – garantiya bezopasnosti ekspluatacii aviacionnoj tehniki [Quality control of materials – security accreditation of operation of aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2001. №1. S. 3–8.
5. Kablov E.N. Aviacionnoe materialovedenie v XXI veke. Perspektivy i zadachi [Aviation materials science in the XXI century. Perspectives and tasks] // Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy VIAM 1932–2002. M.: MISIS–VIAM, 2002. S. 23–47.
6. Kornysheva I.S., Volkova E.F., Goncharenko E.S., Muhina I.Yu. Perspektivy primeneniya magnievyh i litejnyh alyuminievyh splavov [Perspectives of application of magnesium and cast aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 212–222.
7. Antipov V.V. Strategiya razvitiya titanovyh, magnievyh, berillievyh i alyuminievyh splavov [Strategy of development of titanium, magnesium, beryllium and aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 157–167.
8. Muhina I.Yu., Duyunova V.A., Uridiya Z.P. Perspektivnye litejnye magnievye splavy [] // Novosti materialovedeniya. Nauka i tehnika: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №6. St. 05. Available at: http://www.materialsnews.ru (accessed: December 12, 2016).
9. Koltygin A.V., Pliseckaya I.V. Perspektivy razvitiya magnievyh litejnyh splavov, svyazannye s primeneniem kal'ciya v kachestve legiruyushhej dobavki [Perspectives of development of the magnesium cast alloys, connected using calcium as alloying additive] // Litejshhik Rossii. 2012. №1. S. 38–41.
10. Koltygin A.V., Pliseckaya I.V. O povedenii kalciya v litejnyh magnievyh splavah sistemy Mg–Al–Zn–Mn [About behavior of calcium in cast magnesium alloys of Mg-Al-Zn-Mn system] // Litejnoe proizvodstvo. 2010. №8. S. 2–6.
11. Belov V.D., Koltygin A.V., Belov N.A., Pliseckaya I.V. Innovacii v oblasti litejnyh magnievyh splavov [Innovations in the field of cast magnesium alloys] // Metallurg. 2010. №5. S. 67–70.
12. Koltygin A.V., Bazlova T.A., Pliseckaya I.V. Vliyanie kalciya na process polucheniya i strukturu magniya, vyplavlennogo v usloviyah besflyusovoj plavki [Influence of calcium on process of receiving and structure of the magnesium melted in the conditions of fluxless melting] // Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov. 2012. №10 (688). S. 50–54.
13. Koltygin A.V., Pliseckaya I.V. Uluchshenie svojstv magnievyh splavov tipa ML5 s pomoshhyu dobavok kalciya [Improvement of properties of magnesium alloys of the ML5 type by means of calcium additives] // Sb. mater. konf. «Progressivnye litejnye tehnologii». M.: MISiS, 2011. S. 38–40.
14. Koltygin A.V., Pliseckaya I.V. Osobennosti plavki magnievyh splavov, legirovannyh kalciem v zashhitnoj gazovoj srede, soderzhashhej elegaz [Features of melting of the magnesium alloys alloyed by calcium in the protective gas environment, containing elegas] // Ibid. S. 40–42.
15. Karpov Yu.A., Baranovskaya V.B. Rol i vozmozhnosti analiticheskogo kontrolya v metallurgii [Role and possibilities of analytical control in metallurgy] // Tsvetnye metally. 2016. №8 (884). S. 63–67. DOI:10.17580/tsm.2016.08.09.
16. Karpov Yu.A., Baranovskaya V.B. Vozmozhnosti i problemy sovremennoj analiticheskoj himii neorganicheskih materialov [Opportunities and problems of modern analytical chemistry of inorganic materials] // Izvestiya Akademii nauk. Ser.: Himicheskaya. 2015. №8. S. 1989.
17. Tormysheva E.A., Smirnova E.V., Ermolaeva T.N. Opredeleniya oksidov zheleza, kal'ciya i alyuminiya v magnezialnyh ogneuporah metodom AES s ISP v usloviyah mikrovolnovogo razlozheniya proby [Definitions of iron oxides, calcium and aluminum in magnezialny refractory materials nuclear power plant method with ISP in the conditions of microwave decomposition of test] // Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Himiya. Biologiya. Farmaciya. 2010. №1. S. 51–55.
18. Pupyshev A.A., Danilova D.A. Ispolzovanie atomno-emissionnoj spektrometrii s induktivno-svyazannoj plazmoj dlya analiza materialov i produktov chernoj metallurgii [Use of nuclear and emission spectrometry with the inductive and connected plasma for the analysis of materials and products of ferrous metallurgy] // Analitika i kontrol. 2007. T. 11. №2–3. S. 131–181.
19. Zagvozdkina T.N., Karachevtsev F.N., Dvoretskov R.M. Primenenie modelnyh rastvorov v atomno-absorbcionnom analize [Application of model solutions for ICP-AES procedures] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №3. St. 10. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: December 12, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-10-10.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.