Статьи
В выпуске представлены результаты исследований жаропрочных и легких сплавов, жаростойких и тугоплавких покрытий, рассмотрены вопросы технологии металлов. Сборник предназначен для инженерно-технических и научных работников научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов отрасли и смежных отраслей промышленности.
1.
УДК 669.018.44-14:548.55] :621.78
М. Б. Бронфин, А. И. Луковкии, Т. И. Ефимова, Ю. Р. Полторацкий
О причинах локального оплавления монокристаллических отливок из сплава ЖСЗ0 при термообработке.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 5 – 11 (НПО ''ВИАМ'').
Показано, что температура начала оплавления (т.н.о.) сплава ЖС30 в нижних и верхних зонах заготовок (полученных методом направленной кристаллизации при скорости 2-4 мм/мин) составляет соответственно 1230-1240 и 1210-1220°С. Установлено, что путем диффузионного отжига (ступенчатый или монотонный нагрев с медленной скоростью) т.н.о. сплава удается повысить примерно на 20°С. Исходя из данных о концентрации элементов в верхних и нижних зонах отливок и об очередности выделения структурных составляющих на последних стадиях кристаллизации борсодержащих никелевых сплавов, сделан вывод о том, что причиной локального оплавления сплава ЖС30 является легкоплавкая сегрегация боридно-интерметаллидной эвтектики. Устранение бора приводит к увеличению т.н.о. сплава с 1210-1220 до 1300°С. Ил. 3 Табл. 1. Библ. 3 назв.
2.
УДК 669.245.018.44
М. Б. Бронфин, Э. Н. Дарчинов, Н. А. Протасова
О влиянии нагрева на структуру и микротвёрдость жаропрочных никелевых сплавов, упрочненных частицами γ' – фазы различной морфологии.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 11 - 1 9 (НПО ''ВИАМ'').
Методами рентгеноструктурного и электронно-микроскопического анализа изучено явление упрочнения - разупрочнения литых и деформируемых сплавов. Ил. 4. Табл. 1. Библ. 5 назв.
3.
УДК 669.715:621.771
И. Г. Русов, М. Г. Мотков, Ю. А. Горбунов, С. А. Кузнецов, Н. И. Колобнев, М. Ю. Селина, В. Н. Корнилов, С. В. Дранишников, С. В. Самохвалов
Разработка и опытно-промышленное исследование режимов индукционного нагрева и теплой рулонной прокатки полос из сплава 1420.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 20 - 26 (НПО ''ВИАМ'').
Получена и экспериментально проверена номограмма для выбора параметров индукционного нагрева полос из сплава 1420. Исследована температурная зависимость пластичность заготовок и предложена методика определения допустимых обжатий при прокатке по данным испытаний на растяжение. Выбраны основные параметры теплой рулонной прокатки на стане 500. Получены опытные партии проката толщиной 2,3 мм со следующим уровнем свойств в состоянии Т1: σв = 447-455 МПа; σ0,2 = 293-323 МПа; δ = 8-9,5%. Ил.2. Табл. 2. Библ. 3 назв.
4.
УДК 669.715:621.9-419
Л. Л. Ланцова, В. В. Телешов
Структура и характеристики трещиностойкости листов из сплава 1183 с твердой регламентированной плакировкой.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с.27-33 (НПО ''ВИАМ'').
Рассмотрены механические свойства и характеристики трещиностойкости листов из сплавов 1163 с твердой регламентированной плакировкой. Показано, что листы 1163-РДТ с малым количеством избыточных фаз и мелкозернистой рекристаллизованной структурой, наследуемой от мелкозернистой структуры исходного слитка, имеют улучшенный комплекс механических свойств при растяжении и характеристик трещиностойкости, что должно обуславливать повышенную эксплуатационную надежность изделий. Ил. 2. Табл. 5. Библ. 8 назв.
5.
УДК 669.295:620.17
В. Н. Федулов
Механические свойства листов из титановых сплавов после кратковременного скоростного нагрева и термической обработки.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 33 - 41 (НПО "ВИАМ").
Показано, что нагрев околошовной зоны при сварке титановых сплавов, является по сути кратковременным скоростным нагревом металла до определенных температур. Установлено (с помощью имитации на образцах условий нагрева и охлаждения при сварке) влияние кратковременного скоростного нагрева до температуры 200-1260°С на изменение механических свойств листов из титановых сплавов ВТ23, ОТ4 и ВТ20.
Изучено влияние конкретной температуры при кратковременном скоростном нагреве листов из указанных титановых сплавов на возможность изменения их свойств при последующей термической обработке.
Высказано ряд практических соображений по режимам термической обработки листовых сварных соединений из сплавов ВТ23, ОТ4 и ВТ20. Ил. 3. Табл. 2. Библ. 4 назв.
6.
УДК 669.715-14:621.78
К. К. Ясинский, Е. Н. Мищенков, М. М. Щербаков, Н. С. Постников
Специальные методы термической обработки отливок из сплава ВАЛ8 при литье под давлением.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 41 – 46 (НПО "ВИАМ").
Исследовано влияние термовакуумной обработки (ТВО) и горячего изостатического прессования (ГИП) на плотность литых под давлением деталей. Показано, что ГИП и ТВО позволяют повысить плотность и механические свойства, качество структуры, герметичность, коррозионную стойкость отливок, что значительно расширяет границы их применения. Ил. 2. Табл. 2. Библ. 2 назв.
7.
УДК 669.295'71
С. И. Михайлов, В. З. Рафиков, А. Б. Ноткин
Влияние термической обработки на структуру и механические свойства сплава на основе Ti3Al.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 46 - 53 (НПО "ВИАМ").
Установлено, что сплав на основе Ti3Al легированный ниобием, молибденом и цирконием, в зависимости от условий термической обработки состоит из комбинации следующих фаз: β-фазы, упорядоченной по типу В2, α2-фазы, упорядоченной по типу D019, упорядоченной орторомбической фазы состава Тi2(Al,Nb). Наиболее высокие показатели пластичности достигаются для сплава в мепкозернистом состоянии при максимальном содержании α2 - фазы. Ил. 5. Табл. 1.
8.
УДК 669.295.69:518.001.57
Н. И. Симонова, С. С. Солнцев, Ю. М. Должанский, В. А. Розененкова, Т. В. Гвоздева
Исследование влияния состава защитных технологических покрытий на физико-химические свойства методом симплекс-решетчатого планирования.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 54 – 59 (НПО "ВИАМ").
Рассмотрены вопросы защиты титановых сплавов от окисления и газонасьпцения защитными технологическими покрытиями при изотермическом деформировании. Приведены результаты исследования физико-химических свойств защитных технологических покрытий в зависимости от их состава и определения состава с заданными свойствами с использованием метода симплекс-решетчатого планирования. Попечены математические модели системы состав-покрытие и приведены распечатки линий уровней, использованье для выбора оптимального состава. Ил. 1 . Табл. 2. Библ. 2 назв.
9.
УДК 629.7.023.224
С. А. Мубояджян, С. А. Будиновский
Состав и скорость осаждения покрытий системы Ni-(Co)-Cr-Al-Y, получаемых в вакуумно-плазменной установке МАП-1.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с.59-6З (НПО "ВИАМ").
Изучены особенности получения многокомпонентных жаростойких покрытий системы Ni-(Со)-Cr-Al-Y из потоков сильноионизованной металлической плазмы вакуумного дугового разряда. Показано, что скорость осаждения и элементный состав покрытий, получаемых на промышленной установке МАП-1, зависят от напряжения на подложке и изменяются по высоте зоны нанесения покрытия в установке. Наибольшие отклонения по составу имеют место в области максимума скорости осаждения покрытия и при напряжении 10 В не превышают 25-30% от содержания алюминия, хрома или иттрия в исходном сплаве испаряемого катода. Ил. 3. Библ. 5 назв.
10.
УДК 629.7.023.22:629.7.03-226.2
С. В. Жерздев, Ю. А. Тамарин, А. В. Зуев, Н. Н. Кузнеченкова, Г. А. Левина
Свойства керамик, получаемых электронно-лучевой технологией на лопатках турбин.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 63-70 (НПО "ВИАМ").
Приведены результаты исследования теплофизических и физикомеханических свойств спеченных и конденсационных керамик систем ZrO2-Y2O3, ZrO2-8Y2O3–Ni2O3, ZrO2-20CeO2, предназначенных для использования в конструкции теплозащитных покрытий на рабочих лопатках авиационных ГТД. Показано, что количество вводимых в диоксид циркония оксидов церия и никеля обеспечило образование высокотемпературных модификаций во всем исследуемом интервале температур. Определены составы керамик. Ил. 3. Табл. 1. Библ. 4 назв.
11.
УДК 669.018.44:629.7 .03-226.2] :621.746.6
В. А. Панкратов, А. А. Неуструев, Е. А. Кулешова, М. М. Королева, А. А. Кустова
Управление формированием структур при высокоскоростной направленной кристаллизации лопаток турбин.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 71 - 75 (НПО "ВИАМ").
Исследована возможность управления формированием структур при высокоскоростной направленной кристаллизации (ВНК) лопаток турбин. Определены условия образования различных форм поверхности раздела. Приведены зависимости форм фронта кристаллизации от условий кристаллизации и свойств расплава для различны сплавов типа ЖС, а также зависимости от скорости охлаждения расстояния между осями дендритов первого порядка и размеров первичных составляющих - эвтектики и карбидов типа МеС.
Теоретическим (с использованием математической модели ВНК) и экспериментальными исследованиями установлено, что целесообразно задавать режимы процесса ВНК и управлять скоростью охлаждения таким образом, чтобы обеспечить требуемую структуру в отливке и заданный уровень свойств газотурбинных лопаток. Ил. 3. Библ. 2 назв.
12.
УДК 669.018.44
В. П. Фоменко, К. Я. Шпунт, В. А. Панкратов
Разработтка экономнолегированного сплава ЖС6-КУ.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 3. 1990, с. 75-79 (НПО "ВИАМ").
Разработан экономнолегированный сплав ЖС6-КУ, равный по экономичности сплаву ЖС6-К, но по жаропрочности приближающийся к сплавам ЖС6У и ЖС6-Ф. Изучено влияние на долговечность сплава ЖС6-К содержания углерода, ниобия, гафния, бора, циркония. Показано, что при наличии углерода наиболее эффективно влияют на жаропрочность гафний, бор, менее эффективно - ниобий и ванадий. Установлено влияние бора и циркония на повышение жаропрочности сплава типа ЖС6-К. Повышена стабильность сплава вследствие увеличения температуры полного растворения γ'-фазы. Получено увеличение долговечности (испытание на длительную прочность) сплава в 1,5-2 раза. Ил. З. Табл. 2. Библ. 2 назв.

