Архив 1932-1994 - Электронный научный журнал "ТРУДЫ ВИАМ"

Статьи

 





В выпуске помешены статьи по конструированным сталям, жаропрочным и тугоплавким сплавам, легким сплавам, технологии металлов, жаропрочным и тугоплавким покрытиям.



Сборник предназначен для инженерно-технических работников научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов отрасли и смежных отраслей промышленности.





1.
УДК 620.181:541.12.017
А. А. Кузнецова, Г. И. Морозова, Н. В. Петрушин, И. Л. Светлов
Фазовый состав направленной эвтектики ɣ /ɣ' - MeС .
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с. 5-11 (ВИАМ).

При направленной кристаллизации с низкими скоростями эвтектического сплава ɣ/ɣ'-MeC возникает неоднородность химического состава по длине отливки, которая определяет неоднородность фазового состава, а также различие физических и механических свойств в верхней и нижней зонах отливки. Верхняя зона отливки обогащается алюминием и хромом, а нижняя ниобием, углеродом и вольфром. Сегрегация хрома, вольфрама и алюминия в слитке смещает относительное положение поверхностей ɣ-сольвуса и эвтектического солидуса таким образом, что концентрация ниобия и углерода, а значит и объемная доля HK NΒC уменьшается по длине слитка.

 

 

   


2.
УДК 621.745.5
В. М. Ермаков, Т. А. Ютанова, А. В. Филимонова
Сплав ВСП-1-3 с эффектом памяти формы.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.11-13 (ВИАМ).

Показана технология выплавки и обработки давлением сплава ВСП-1-3. Определены его физические, механические свойства и свойства восстановления формы. Рассмотрена кинетика обратимого мартенситного превращения. Сплав предназначен для термочувствительных элементов и исполнительных механизмов тепловых реле. Из него изготовляют деформированные полуфабрикаты в виде прутков, листов, фольги и проволоки. Ил. 2. Библ. 2 назв.

   


3.
УДК 541.412:669.715'245.
В. П. Бунтушкин, Л. В. Ларина, А. И. Кривко, Ю. А. Лапицкий
Сплав ВКНА-1ЛК на основе интерметаллида Ni3Al.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.14-17 (ВИАМ).

Исследованы причины снижения пластичности и окрупчивания литых образцов и деталей из интерметаллидного сплава ВКНА-1ЛК после механической обработки. Показано, что падение характеристик пластичности материала связано с особенностями его состава и структуры, а также остаточными поверхностными направлениями. Установлено, что отжиг при 1150 в течение 1 ч позволяет повысить пластичность сплава при комнатной температуре и термическую стойкость в 2-3 раза. Ил. 4. Библ. 2 назв.

   


4.
УДК 669.018.8.245.5
Н. И. Талакин, В. М. Чиркин, Л. А. Усанкова, Г. И. Морозова, В. А. Енина
Коррозионностойкий изностойкий немагнитный сплав ВНС-46 высотой твердости.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.17-20 (ВИАМ).

Сплав ВНС-46 относится к дисперсионно – твердеющим никелевым сплавам системы Ni – Cr – Fe – Al – Ti (на никелевой основе) и предназначен для прецизионных деталей трения приборов и автоматических устройств, работающих во всеклиматических условиях и других агрессивных средах. Необходимые технологические и эксплуатационные свойства сплав приобретает в результате закалки в воде с 1170-1200 и последующего дисперсионного твердения при 585-625  в течение 4-8 ч. При этом он имеет 59-63 HRCэ и высокую износостойкость. Применение сплава ВНС-46 позволит повысить надежность и ресурс работы изделий. Ил. 6. Табл. 1. Библ. 2 назв.

   


5.
УДК 669.245.5.018.44
А. И. Луковкин
О роли бора и углерода в никелевых сплавах.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.20-22 (ВИАМ).

На основе представлений о взаимодействии вакансий с легирующими элементами рассмотрен один из механизмов влияния бора и углерода на жаропрочность никелевых сплавов, упрочненных ɣ' – фазой на основе Ni3Al. Определена энергия взаимодействия вакансий с атомами Al, Cr, W, B и C. Показано, что в сплавах, легированныхбором и углеродом, снижается участие вакансий в процессах коагуляции и растворения ɣ'-фазы. Табл. 1. Библ. 12 назв.

 

   


6.
УДК 669.715.018.295:621.78
Л. Н. Мартынова, Е. С. Гончаренко, Н. А. Красина, К. Н. Нарзыкулов, Т. И. Никольская, В. С. Сандлер
Влияние обработки холодом и термоциклической обработки на структуру и свойства высокопрочных литейных алюминиевых сплавов Вал10 и ВАЛ14.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.23-27 (ВИАМ).

Исследованы изменения механических свойств, величины деформации и структуры высокопрочных литейных алюминиевых сплавов ВАЛ10 и ВАЛ14, закаленных и состаренных по упрочняющему (Т5) и стабилизирующему (Т7) режимам, при воздействии обработки холодом (-60) и знакопеременных температур (-60℃) + 150℃. Показано, что детали из исследованных сплавов в состоянии Т7, работающие в условиях переменных температур, не требуют термоциклической обработки перед эксплуатацией. Ил.2. Табл. 1.

   


7.
УДК 669.715:621.741:621.78
М. Б. Бронфин, А. С. Крухтанов, Е. Н. Мищенков
Термическая обработка в вакууме литейных алюминиевых сплавов.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.27-38 (ВИАМ).

Установлено, что термообработка с  вакуумным нагревом ( на этапе нагрева под закалку) повышает пластичность, предел усталости, стойкость в коррозионному растрескиванию и общую коррозионную стойкость без снижения уровня прочностных свойств сплавов ВАЛ8 и ВАЛ11. Приведены данные оптического и электронно-микроскопического исследований, а также результаты газового и микроренгено-спектрального анализа. Высказано предположение о механизме влияния вакуумного нагрева на структуру и свойства изученных сплавов. Ил. 4. Табл.6.

   


8.
УДК 669.715.018.295:621.741
Л. Г. Кириченко
Влияние ионно-плазменной обработки на триботехнические характеристики высокопрочных литейных алюминиевых сплавов.
В сб. Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.38-45 (ВИАМ).

Рассмотрено влияние технологических параметров ионно-плазменного напыления на интенсивность изнашивания, температуру в зоне контакта и коэффициент трения образцов из высокопрочных литейных алюминиевых сплавов ВАЛ8 и ВАЛ16. Ил. 6. Табл. 1 Библ. 5 назв.

 

   


9.
УДК 669.018. 44:621.791.92
Л. Н. Белянчиков, В. А. Горин, В. А. Гузенков, Г. И. Доронин, А. А. Кулагин, В. Г. Семенов
Теоретические основы получения наплавленных слитков во вращающихся неохлаждаемых изложницах.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.46-50 (ВИАМ).

Рассмотрены теплофизические вопросы получения наплавленных слитков во вращающихся неохлаждаемых изложницах. С использованием экспериментальных данных проведен расчет оптимальных параметров двухэлетродного процесса, обеспечивающих получение качественного слитка жаропрочного труднодеформируемого сплава с мелкозернистой равноосной структурой и пониженной степенью дендритной ликвации. Библ. 4 назв.

   


10.
УДК 669.255'71:621.771.25
Г. А. Павлов, Е. В. Самарин
Силовые параметры горячей прокатки сплава на основе интерметаллида Ti3Al.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.50-52 (ВИАМ).

Исследована возможность прокатки листов из сплава на основе интерметаллида Ti3Al  до толщины 4-2 мм. Показаны зависимости изменений средних удельных давлений металла на балки от температуры и степени деформации при горячей прокатке. Установлено, что для получения качественных листов с высокими механическими свойствами необходимо прокатку проводить при 1130-1100 с обжатием не более 30% за один проход ( до толщины листа 8 мм), а затем – с обжатием не более 15020% за проход с последующим подогревом. Ил. 4

   


11.
УДК 669.018.44:621.745.5
Е. Б. Качанов, А. Г. Шалимов, В. А. Горин, А. И. Щербаков, Ю. Э. Васильев, А. А. Никулин, Р. Б. Камалиева, Ю. В. Малашенко
Вакуумный двухэлектродный переплав высоколегированных жаропрочных сплавов типа ЭП962.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.53-56 (ВИАМ).

  Исследованы технологические параметры вакуумного двухэлектродного переплава (ВДЭП) жаропрочных сплавов типа ЭП962. Показано, что при прочих равных условиях при ВДЭП скорость направления слитков на 23% выше, а удельный расход электроэнергии на 40% меньше, чем при ВДП. Слитки ВДЭП формируются только при вращении изложницы. При этом образуется мелкозернистая (1-2мм) равноосная структура без образования трещин. Расстояние между осями дендритов второго порядка в 2 раза меньше, чем в слитках ВДП аналогичного диаметра. Допустимая степень деформации мелкозернистых слитков составляет 40-5-%, а слитков ВДП – 30%. Ил. 3.

   


12.
УДК 666.1.055:669.245.018.44:621.78
С. С. Солнцев, В. В. Швагирева, Г. Ю. Денисова, И. В. Надтока
Защитные технологические покрытия для термообработки жаропрочных сплавов на основе никеля.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. З, 1987, с.57-61 (ВИАМ).

Для защиты от окисления деталей из жаропрочных никелевых сплавов при термообработке в интервале температур 1120-1210 разработаны и исследованы покрытия на основе смеси стеклообразованных фритт разной тугоплавкости, а также составы на основе тугоплавких серийных фритт и термодинамически устойчивых окислов (Al2O3ZrO2 , Cr2O3) в качестве наполнителей. Приведены результаты металлографических исследований поверхностных слоев сплавов, определения микротвердости, послойного химического и рентгеноспектрального анализов. Применение покрытий обеспечивает защиту от окисления поверхности деталей при термообработке в печах с воздушной атмосферой, исключает применение аргона дорогостоящих контейнеров, позволяет снизить трудоемкость и продолжительность процесса термообработки. Ил. 4.