Архив - Электронный научный журнал "ТРУДЫ ВИАМ"

Статьи

 


№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12





1.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-1-1
УДК 620.178.35:669.245
М. С. Беляев, В. Ф. Терентьев, М. А. Горбовец, М. М. Бакрадзе, О. С. Антонова
МАЛОЦИКЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ ПРИ ЗАДАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЖАРОПРОЧНОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА ВЖ175

Исследована малоцикловая усталость жаропрочного никелевого сплава ВЖ175 в условиях заданной полной деформации при симметричном цикле (R=-1), амплитуде деформации ε=0,5–0,8% и температурах 20 и 650°С. Сплав ВЖ175 обладает высокими механическими свойствами при статическом и циклическом деформировании. В условиях малоцикловой усталости наблюдаются относительно стабильные диаграммы циклического упрочнения/разупрочнения, определены значения пределов МЦУ по деформации. Изучены особенности механизмов зарождения и распространения усталостных трещин при температурах 20 и 650°С.



2.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-2-2
УДК 669.018.44:669.245
Е. Б. Чабина
СЕГРЕГАЦИИ ФОСФОРА И СЕРЫ В МОДЕЛЬНОМ ЖАРОПРОЧНОМ НИКЕЛЕВОМ СПЛАВЕ

Исследована конкуренция вредных примесей (серы и фосфора) и микролегирующих добавок (бора и лантана) при образовании сегрегаций на внутренних поверхностях раздела модельного жаропрочного никелевого сплава системы Ni–Co–Cr–Al–Ti–W–Mo–Nb. Показано, что сера и фосфор образуют сегрегации на границах зерен и межфазных поверхностях раздела «включение–матрица». Бор и лантан вытесняют серу и фосфор с поверхностей раздела, причем механизм действия этих микролегирующих добавок различен: бор рафинирует и упрочняет границы зерен, а лантан связывает серу и фосфор в соединения благоприятной морфологии. 



3.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-3-3
УДК 669.018.44:669.245
Е. Б. Чабина, Б. С. Ломберг, Е. В. Филонова, С. В. Овсепян, М. М. Бакрадзе
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНО-ФАЗОВОГО СОСТОЯНИЯ ЖАРОПРОЧНОГО ДЕФОРМИРУЕМОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА ПРИ ЛЕГИРОВАНИИ ТАНТАЛОМ И РЕНИЕМ

Исследовано изменение структурно-фазового состояния жаропрочного деформируемого никелевого сплава ЭК151 для дисков турбин, дополнительно легированного рением и танталом. Установлено, что легирование рением приводит к существенному снижению диффузионной активности основных легирующих элементов и дополнительному упрочнению твердого раствора. Легирование сплава ЭК151 танталом увеличивает количество упрочняющей γʹ-фазы, способствует формированию более термодинамически устойчивых карбидов и частиц γʹ-фазы.



4.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-4-4
УДК 669.715
Ю. Ю. Клочкова, Г. Г. Клочков, В. А. Романенко, И. П. Бурляева
СТРУКТУРА И СВОЙСТВА МАССИВНЫХ ПРЕССОВАННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНОГО АЛЮМИНИЙЛИТИЕВОГО СПЛАВА В-1469

Повышение весовой эффективности перспективных изделий авиационно-космической техники возможно благодаря применению алюминийлитиевых сплавов, обладающих пониженной плотностью. Во ФГУП «ВИАМ» разработан высокопрочный сплав В-1469 системы Al–Cu–Li пониженной плотности, повышенной жесткости, дополнительно легированный микродобавками Ag, Sc и Zr. Разработана промышленная технология прессования массивных профилей из сплава В-1469. Выбрана температура прессования, исследовано влияние режимов термомеханической обработки на структуру и механические свойства профилей. Приведены результаты всесторонних исследований механических, коррозионных и эксплуатационных свойств.



5.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-5-5
УДК 669.715
Д. К. Рябов, Р. О. Вахромов, А. О. Иванова
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ДОБАВОК ЭЛЕМЕНТОВ С ВЫСОКОЙ РАСТВОРИМОСТЬЮ В АЛЮМИНИИ НА МИКРОСТРУКТУРУ СЛИТКОВ И ХОЛОДНОКАТАНЫХ ЛИСТОВ ИЗ СПЛАВА СИСТЕМЫ Al–Mg–Sc

Для создания современных изделий авиационной и ракетно-космической техники необходимо разрабатывать новые алюминиевые сплавы, обладающие повышенными характеристиками. С целью повышения механических свойств деформируемых алюминиевых сплавов системы AlMg перспективной является добавка скандия, однако малые добавки элементов с высокой растворимостью также могут привести к изменениям структуры и свойств полуфабрикатов.

Проведено исследование влияния добавок серебра, цинка и меди в количестве, не превышающем предельную растворимость элементов, на структуру слитков и холоднокатаных листов, а также на уровень механических свойств при растяжении сплава типа В-1579.



6.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-6-6
УДК 669.295
А. А. Ширяев, Н. А. Ночовная
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА СЛИТКОВ ОПЫТНОГО ВЫСОКОЛЕГИРОВАННОГО ТИТАНОВОГО СПЛАВА

Исследованы химический состав и структура слитков из опытного псевдо-β-титанового сплава системы легирования Ti–Al–Mo–V–Cr–Fe–Sn–Zr–РЗМ, изготовленных путем тройного вакуумно-дугового переплава в печи ALD VAR L200 по экспериментальным режимам. Выявлена взаимосвязь между равномерностью распределения легирующих элементов в слитках и технологическими параметрами их выплавки



7.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-7-7
УДК 669.721.5:546.65
А. В. Фролов, И. Ю. Мухина, В. А. Дуюнова, З. П. Уридия
ВЛИЯНИЕ ЛЕГИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ И СТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ЖАРОПРОЧНОСТЬ МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ

С развитием техники значительно повысились рабочие температуры эксплуатации изделий, поэтому создание литейных магниевых сплавов с высокими прочностными и жаропрочными характеристиками весьма актуальная задача, стоящая перед разработчиками. Достижение повышенных прочностных и жаропрочных свойств литейных магниевых сплавов осуществляется путем легирования перспективными элементами, включая выбор и оптимизацию режимов термической обработки. Перспективным может быть комплексное легирование несколькими РЗМ иттриевой (Y, Nd) и цериевой (Ce, La, Pr) подгрупп в разных соотношениях. Дорогостоящие РЗМ, такие как эрбий, гадолиний, самарий и др., могут быть опробованы в качестве микродобавок, улучшающих жаропрочные характеристики сплава. Рассмотрены некоторые особенности поведения литейных магниевых сплавов при повышенных температурах и влияние легирования на их свойства. Показано влияние температуры и продолжительности выдержки при старении магниевых сплавов, легированных редкоземельными металлами, на твердость.



8.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-8-8
УДК 669.715:678.026
Д. А. Миков, А. Е. Кутырев, В. А. Петрова
ГИДРОФОБИЗИРУЮЩИЕ СОСТАВЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ В ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМАХ ИЗДЕЛИЙ АВИАТЕХНИКИ

Исследованы функциональные полимерные покрытия, которые могут быть использованы в качестве гидрофобной обработки для повышения защитных свойств алюминиевых сплавов, работающих в топливах при воздействии конденсата. Наиболее эффективными гидрофобизирующими агентами для получения полимерных покрытий являются функциональные фторсодержащие олигомеры.

Получены данные по стойкости в камере солевого тумана (КСТ), топливостойкости функциональных полимерных покрытий на алюминиевом сплаве. В качестве экспресс-метода использовался метод измерения краевого угла смачивания (КУС) каплей воды.

На основании проведенных исследований разработаны составы функциональных полимерных покрытий, которые могут быть использованы в топливных системах изделий авиатехники для дополнительной защиты алюминиевых сплавов.



9.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-9-9
УДК 669.783:669.245
Н. В. Гундобин, В. И. Титов, Л. В. Пилипенко
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕРМАНИЯ В СПЛАВАХ СИСТЕМЫ Ni–Ti–Fe–Co–Si–Ge

Показана возможность определения содержания германия в сплавах Нитинол системы Ni–Ti–Fe–Co–Si–Ge экстракционно-фотометрическим методом. Для отделения германия от создающих помехи при его определении элементов и от основы сплава, применяли экстракцию германия в виде тетрахлоридов из солянокислых растворов нитинола. В качестве экстрагента использовали четыреххлористый углерод.

После реэкстракции водой содержание германия определяли с реагентом фенилфлуороном в виде комплексного соединения фенилфлуороната желто-оранжевого цвета в слабокислой среде (0,3 н. раствор HCl).

Разработана методика определения содержания германия в интервале концентраций 0,01–1% (по массе) в сплавах системы Ni–Ti–Fe–Co–Si–Ge.



10.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-10-10
УДК 678.8
К. И. Донецкий, А. Е. Раскутин, П. А. Хилов, Ю. В. Лукьяненко, П. Г. Белинис, А. А. Коротыгин
ОБЪЕМНЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРЕФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (обзор)

В настоящее время технология безавтоклавного изготовления полимерных композиционных материалов (ПКМ) с использованием текстильных плетеных и тканых объемных преформ освоено рядом зарубежных компаний и находит применение в аэрокосмическом машиностроении. Такие ПКМ характеризуются значительным сопротивлением к расслаиванию, высокими показателями долговечности, высокой прочностью в зоне концентраторов напряжений. Использование преформ позволяет упростить проблему соединений в сборных конструкциях, обеспечить возможность автоматизации производства.



11.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-11-11
УДК 667.621:678.8
А. П. Петрова, Л. А. Дементьева, Н. Ф. Лукина, Л. В. Чурсова
КЛЕЕВЫЕ СВЯЗУЮЩИЕ ДЛЯ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УГЛЕ- И СТЕКЛОНАПОЛНИТЕЛЯХ

Изложены основные физико-механические и реологические свойства разработанных эпоксидных клеевых связующих расплавного типа. Указаны отличительные особенности клеевых препрегов на основе клеевых связующих и стекло- или угленаполнителей и приведены результаты их применения. Показано назначение, преимущество и эффективность применения композиционных материалов на основе клеевых препрегов. Приведена область применения этих материалов в конструкции изделий авиакосмической техники.



12.
dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-9-12-12
УДК 620.1:666.11/.28
Н. О. Яковлев, Е. Г. Сентюрин, Г. М. Харитонов
ОСОБЕННОСТИ СПАДА ВЫСОКОЭЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ОРГАНИЧЕСКИХ СТЕКЛАХ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗГРУЗКИ ПРИ ТЕМПЕРАТУРАХ, БЛИЗКИХ К ТЕМПЕРАТУРЕ РАЗМЯГЧЕНИЯ

Представлены результаты исследований развития и спада высокоэластической (ВЭ) деформации в органических стеклах марок ВОС-2 (сополимер с редко сшитой структурой) и СО-120 (полимер с линейной структурой) при «мгновенном» и «принудительном» снятии нагрузки в диапазоне рабочих температур. Выявленные в экспериментах особенности спада ВЭ деформации в органических стеклах в процессе их разгрузки при температурах, близких к температуре размягчения, показывают целесообразность учета такой деформации при проектировании фонарей кабин перспективных самолетов.