Статьи
Приведены результаты исследований опытно-промышленных партий листов, плит, прессованных профилей и раскатных колец из нового российского высокопрочного коррозионностойкого сплава пониженной плотности В-1469 системы Al–Cu–Li–Mg–Ag.
С целью повышения рабочей температуры истираемых уплотнительных ма-териалов исследованы свойства и технологические параметры получения метал-лических волокон методом экстракции висящей капли расплава (ЭВКР) из раз-личных жаростойких сплавов на основе никеля, железа и интерметаллидов Ni3Al и NiAl. Показана возможность создания высокоэффективных уплотнительных материалов с рабочей температурой выше 1000°С для применения в проточном тракте турбин ГТД.
В настоящее время использование технологии пропитки под вакуумом для производства изделий из ПКМ освоено рядом зарубежных компаний и находит применение в серийном производстве ответственных деталей. Для реализации такой технологии в серийном производстве авиационных конструкций необходимо разработать ПКМ, не уступающий по свойствам аналогу, изготовленному автоклавным методом, а также технологию, обеспечивающую гарантированное получение конструкции с заданными свойствами.
Приведены свойства клеев резинотехнического назначения, разработанных во ФГУП «ВИАМ», в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами. Представленысамоклеящиеся материалы для временного оперативного ремонта внешней поверхности изделий авиационной техники.
Показаны достоинства ремонтных технологий с использованием клеевых материалов. Приведены основные свойства отечественных и зарубежных эпоксидных клеев, используемых при проведении ряда ремонтно-восстановительных работ: для устранения аварий и проведения профилактических работ на судах, нефте- и газопроводах, в авиационной промышленности, включая сотовые конструкции, а также для решения актуальной проблемы ремонта автомобилей.
Методом сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) по специальной методике высокого разрешения исследована деформация микрофазовой структуры поверхности разрушения полимерных матриц в эпоксидных угле-, стекло- и органопластиках при механическом нагружении. Установлено, что под действием механического нагружения композитов происходит перестройка структуры эпоксидной матрицы. Обнаружено, что термореактивные полимерные матрицы в процессе механического нагружения способны пластически (необратимо) деформироваться вплоть до частичного или полного распада ассоциатов частиц дисперсной фазы с образованием структур линейного типа. Показано, что степень деформации микрофазовой структуры полимерной матрицы зависит отскорости силового воздействия на композит. Разрушение полимерных матриц в угле-, стекло- и органопластиках при механическом нагружении определяется деформационными процессами «торсионного» (ротационного) типа, связанными с взаимным разворотом локальных объемов матрицы (торсионов).
Приведенные в нормативно-технической литературе методы определения объемной доли пор и армирующего наполнителя являются интегральными, т. е. предоставляют информацию об усредненном по объему образца значении анализируемого параметра. Метод анализа оптического изображения является методом измерения объемной доли волокна, не требующим применения химических реагентов и предоставляющим информацию о геометрических характеристиках волокон и пор и о характере их распределения в полимерной матрице. В данной работе приведено описание разработанных методик количественного анализа структуры ПКМ на основе тканых и однонаправленных волокнистых наполнителей методом оптической микроскопии.
Выполнено сравнение параметров влагопереноса для углепластика авиационного назначения на основе препрега фирмы Hexcel, рассчитанных с помощью аддитивной модели влагопереноса, на начальной стадии натурной климатической экспозиции. Обнаружены признаки разрушения эпоксидного связующего в поверхностном слое углепластика на глубине до 10 мкм. Проведен анализ влияния полученных разрушений на показатели влагопереноса углепластика.
Обоснована применимость модели сорбции и диффузии влаги, учитывающей диффузию по закону Фика, процессы структурной релаксации, химической реакции и влияние дефектной кромки, для диагностики состояния углепластика на начальной стадии старения. Показано, что после 6 мес старения в условиях умеренно теплого климата обнаружены признаки деструкции эпоксидного связующего в тонком поверхностном слое глубиной до 10 мкм, которые не влияют на стабильность механических и физических показателей, но на 65% увеличивают коэффициент диффузии влаги.
Рассматривается проблема определения прочностных расчетных характеристик конструкционных металлических материалов в связи с новой редакцией Авиационных правил. Показано, что требования по учету влияния коррозионной среды включены в параграф, формулирующий требования по расчетным значениям прочностных характеристик. Предложен критерий коррозионной повреждаемости, позволяющий реализовать эффект «сжатия» времени, что дает основу для определения расчетных значений усталостной долговечности при воздействии коррозионной среды. Определен перечень прочностных характеристик, для которых целесообразно определять расчетные значения прочностных характеристик в условиях влажности.
Исследована коррозионная стойкость образцов из листов сплава Д16ч.-Т в условиях морских субтропиков. Показано, что с удалением от моря интенсивность коррозионных поражений образцов снижается, что обусловлено снижением концентрации ионов хлора. Проведена статистическая обработка результатов экспериментов, и предложены математические модели, характеризующие распределение хлоридов на различных расстояниях от моря.
Исследовано влияние тепловлажностных факторов климатического старения на изменение характеристик пожаробезопасности наиболее распространенных видов полимерных композиционных материалов. Показано, что после воздействия повышенной температуры и влажности, в зависимости от химической природы полимерной матрицы, могут существенно измениться как характеристики дымообразования, так и тепловыделения при горении, причем изменение интенсивности выделения тепла может происходить как в сторону уменьшения, так и увеличения.