Статьи
Проведен анализ производства и применения монокристаллических волокон α-Аl2O3. Рассмотрены особенности свойств нитевидных кристаллов (НК) как частного случая монокристаллических волокон. Показаны актуальные способы получения монокристаллических волокон методом выращивания с пленочной под-питкой при краевом зацеплении роста (EFG) и методом лазерного нагрева пи-тателя с последующим утонением (LHPG). Произведена оценка применимости монокристаллических волокон при создании высокотемпературных композицион-ных материалов и высокотемпературной волоконной оптики. Полученные выво-ды позволяют сформулировать предложения по вопросу получения монокристал-лических волокон α-Аl2O3.
Применительно к условиям эксплуатации изделия «Буран», с учетом его кон-структивных особенностей, разработана специальная методика, проведены коррозионные испытания металлических материалов (алюминиевых сплавов, титанового сплава, сталей) и изучена коррозионная активность фетра, тепло-защитных материалов, резин, клеев, смазок и масел. Разработаны способы защиты от коррозии с использованием анодно-оксидных и гальванических покрытий, смазок, и технология подготовки поверх-ности алюминиевого сплава при склеивание клеем Эластосил.
Представлены результаты исследования процесса получения ПКМ методом RFI. Приведены данные изменения пористости и качества поверхности образцов пластиков в зависимости от технологии формования.
Представлен перечень клеящих материалов, используемых в изделии «Буран», их основные физико-механические свойства и способы применения. Представле-ны назначения указанных материалов.
Требования к надежности изделий, эксплуатируемых в условиях многоразовых космических полетов, предусматривают стопроцентный контроль качества материалов и изделий из них. Готовые детали можно исследовать только мето-дами неразрушающего контроля. Для углерод-углеродного композитного матери-ала было разработано несколько способов, одним из которых стал акустический теневой метод контроля, как наиболее эффективный для условий производства. Другие методы контроля (импедансный, свободных колебаний) позволяют прово-дить контроль качества деталей в условиях эксплуатации изделия при односто-роннем доступе к объекту контроля.
Представлены научные разработки ВИАМ по совершенствованию состава и свойств органопластиков авиационного назначения
Описаны новые технологии производства полимерных композиционных материалов нового поколения на основе полимерных связующих разработки ФГУП «ВИАМ» и углеродных и стеклянных армирующих наполнителей. Представлено основное производственное и технологическое оборудование и его характеристики. ФГУП «ВИАМ» в настоящее время оснащен современным исследовательским, испытательным и производственным оборудованием, которое позволяет разрабатывать и производить полимерные композиционные материалы по современным технологиям, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к современным материалам авиационной техники.
В статье представлены сведения о разработанных лакокрасочных покрытиях, рекомендуемых для окраски полимерных композиционных материалов в авиационной технике. Представлены свойства атмосферостойких, влагозащитных, эрозионностойких, экологически безопасных покрытий, применяемых для защитно-декоративной окраски полимерных композиционных материалов, используемых в конструкциях летательных аппаратов, для окраски интерьера пассажирских транспортных средств, а также для защиты контактных соединений алюминий - углепластик
Описаны новые разработки в области полимерных композиционных материалов нового поколения на основе полимерных связующих разработки ФГУП «ВИАМ» и углеродных и стеклянных армирующих наполнителей. Представлены основные упруго-прочностные характеристики углепластиков разработки ФГУП «ВИАМ» по сравнению с зарубежными аналогами. ФГУП «ВИАМ» в настоящее время оснащен современным исследовательским, испытательным и производственным оборудованием, которое позволяет разрабатывать и производить полимерные композиционные материалы, не уступающие лучшим зарубежным аналогам.
Рассмотрены аспекты повышения надежности и безопасности применения полимерных композиционных конструкционных материалов в элементах конструкций летательных аппаратов. Освещена проблема защиты от молниевых разрядов конструкций из углепластиков, выходящих на внешнюю поверхность летательного аппарата, изложены принципы создания конструкционных молниезащитных покрытий из полимерных композиционных материалов и приведены результаты исследований по их разработке на основе структурных компонентов полимерных композиционных материалов, которые могут входить в расчетную силовую схему конструкции из углепластика. Молниезащитное покрытие представляет собой слой углепластика на основе тканной армирующего наполнителя и теплостойкого полимерного связующего, модифицированный углеродными наночастицами, основными преимуществами которого в сравнении с применяемыми в настоящее время бронзовыми сетками является: снижение площади поражения с 65 см2 до 4 см2; отсутствие увеличения веса конструкции при нанесен
Новые композиционные материалы требуют создания связующих с уникальным комплексом свойств и функций, которые можно перерабатывать различными технологиями. Получение материалов должно проводиться по экологически безопасным и энергоэффективным технологиям. Связующие создаются на основе широкого класса полимерных систем, используя всестороннюю оценку самих связующих и материалов на их основе.