Статьи
Представлены результаты исследований структуры, фазового состава и механических свойств экспериментальных композиций тройной системы Ni–Al–Co с целью разработки на их основе нового интерметаллидного жаропрочного сплава для дисков турбин.
Освещена проблема получения высокопрочных неразъемных соединений разноименных сплавов: монокристаллического интерметаллидного сплава ВКНА-4У и деформируемого никелевого жаропрочного сплава ЭП975 применительно к конструкции типа «блиск». Исследованы процессы, происходящие в процессе диффузионной пайки, и поведение легирующих элементов припоя и паяемых материалов в паяном шве и околошовных зонах.
Рассматриваются высокотемпературные эрозионностойкие и функциональные покрытия для теплозащитных, теплоизоляционных и уплотнительных материалов из кварцевых, стеклянных и металлических волокон, нитевидных кристаллов, а также технологии получения покрытий.
В настоящее время применение технологии изготовления ПКМ с использованием плетеных преформ освоено рядом зарубежных компаний и находит применение как в аэрокосмической, так и гражданской промышленности. Такие ПКМ характеризуются значительным сопротивлением расслаиванию и удару, высокими усталостными показателями, высокой прочностью вблизи отверстий. Использование плетеных преформ позволяет упростить проблему соединений в сборных конструкциях, обеспечить возможность автоматизации производства, обеспечить высокую скорость и экономичность процесса изготовления ПКМ.
Исследуется проблема соединения разнородных материалов для конструкций, подверженных импульсным нагрузкам. Установлено, что традиционный подход к выбору высокопрочного клея не обеспечивает работоспособность соединения. Предложен вариант реализации соединения на основе склеивающего слоя с высокой деформационной способностью. Экспериментально подтверждено, что при импульсных нагрузках поведение конструкций определяется упругопластическими характеристиками склеиваемых материалов.
Предложено решение проблемы определения момента образования магистральной усталостной трещины посредством использования резонансной испытательной машины. Представлена методика определения количества циклов, при котором образуется магистральная трещина, и прогнозирования остаточного ресурса. Приведены экспериментальные данные по определению момента образования усталостной трещины в образцах из алюминиевых сплавов 1163-АТВ, В-1469-Т и В95п.ч.-АТ1.