РАЗРАБОТКА ЖАРОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ НИОБИЯ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-1-1-1
УДК 629.7.023.224
РАЗРАБОТКА ЖАРОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ НИОБИЯ

Проведены исследования изотермической жаростойкости образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия для деталей ГТД с жаростойкими покрытиями при температуре 1350°С на базе испытаний 15 ч. Проведены исследования микроструктур покрытий в исходном виде и после испытаний на жаростойкость образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с покрытиями. Покрытия Si и Cr+Si после испытаний имеют равномерную и однородную структуру и обеспечивают защиту образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия. Исследовано влияние структурной неоднородности поверхности образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия на защитные свойства жаростойкого покрытия. Определено, что наличие дефектов в поверхностном слое жаропрочного сплава на основе ниобия приводит к катастрофическому снижению жаростойкости покрытия.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 17.3. «Многослойные жаростойкие и теплозащитные покрытия, наноструктурные упрочняющие коррозионные и коррозионностойкие, износостойкие, антифреттинговые покрытия для защиты деталей горячего тракта и компрессора ГТД и ГТУ» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») 

Ключевые слова: жаростойкие покрытия, высокотемпературная газовая коррозия, жаропрочный сплав на основе ниобия, барьерный слой, силицирование, heat resistant coatings, high-temperature gas corrosion, niobium based heat-proof alloy, barrier layer, siliconizing.

Введение

Высокотемпературные ниобиевые композиционные материалы (КМ), упрочненные силицидами ниобия, обладают преимуществами перед жаропрочными никелевыми сплавами (ЖНС) [1–6]. Плотность ниобиевых КМ составляет 6,2–7,6 г/см3 (для сравнения плотность ЖНС достигает 9,0–9,2 г/см3), что позволит на 20% снизить весовые характеристики ротора ТВД перспективного двигателя.

Применение лопаток ТВД из естественно-композиционного материала на основе ниобия позволит повысить температуру рабочих газов перед ТВД на 200–300°С, что приведет к повышению удельной тяги двигателя, а также к снижению:

– удельного расхода топлива – на 15–20%;

– эмиссии оксида азота (NOx) – на 80%;

– эмиссии оксида углерода (СО2) – на 20%.

Однако следует отметить, что несмотря на явные преимущества по жаропрочности ниобий не формирует защитной оксидной пленки и подвергается интенсивному окислению при температурах выше 500°С [7]. Для повышения жаростойкости ниобия требуется комплексное легирование КМ либо защита поверхности деталей из него жаростойкими покрытиями [8–16].

До настоящего времени вопросы повышения жаростойкости ниобиевых сплавов путем их комплексного легирования не решены. Таким образом, проблема защиты деталей из естественно-композиционного материала на основе ниобия от высокотемпературного окисления путем использования жаростойкого покрытия весьма актуальна.

 

Материалы и методы

Исследования проводили на цилиндрических образцах из жаропрочного сплава на основе ниобия.

В качестве жаростойких покрытий для защиты деталей ГТД из ниобиевых сплавов от высокотемпературной газовой коррозии выбраны композиции на основе кремния, углерода или азота, хрома и хрома с углеродом или азотом (рис. 1).

 

Рис. 1. Схематичное изображение жаростойких покрытий, наносимых на сплавы на основе ниобия (слой 1 – модифицированная поверхность сплава, выполняющая функцию барьерного слоя, препятствующего взаимной диффузии элементов покрытия и подложки; слой 2 – жаростойкий слой на основе кремния)

 

Нанесение композиций жаростойких покрытий на поверхность образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия проводили диффузионным способом в камерной электропечи сопротивления на воздухе для процесса насыщения углеродом и в атмосфере аргона для процессов хромирования и силицирования. Перед нанесением диффузионного покрытия образцы промывали в ацетоне и нефрасе. При термодиффузионном насыщении образцы загружали в контейнер с рабочей смесью, а затем помещали в предварительно разогретую до температуры процесса печь. Азотирование проводили в вакуумной печи для химико-термической обработки (в качестве насыщающего газа использовали азот).

Для проведения испытаний и исследований выбраны композиции жаростойких покрытий следующих составов (рис. 2): N+Si; C+Cr+Si; Cr+Si; C+Si; Si.

 

Рис. 2. Микроструктура (×500) жаропрочного сплава на основе ниобия с покрытиями
N+Si (а), С+Cr+Si (б), Cr+Si (в), C+Si (г) и Si (д) в исходном состоянии

 

Испытания на изотермическую жаростойкость образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с защитным жаростойким покрытием проводили в камерной электропечи Nabertherm в закрытых керамических тиглях на воздухе при температурах 1100, 1300 и 1350°С в соответствии с ГОСТ 6130. Оценку жаростойких свойств образцов из ниобия с защитным жаростойким покрытием осуществляли с помощью гравиметрического метода. Измерение массы образцов проводили после 5, 10 и 15 ч испытаний. Удельное изменение массы образцов (Δmt, г/м2) рассчитывали по формуле:

 

Δmt=(mt-m0)/S,

 

где mt – масса образца после испытаний, г; m0 – масса образца в исходном состоянии, г;
S – площадь поверхности образца, м2.

 

Микроструктуру образцов исследовали на оптическом микроскопе Olympus GX-51.

 

Результаты

Проведены металлографические исследования образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с жаростойкими покрытиями в исходном состоянии.

В результате проведенных исследований микроструктур образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия получены данные о толщине слоев покрытий (табл. 1).

 

Таблица 1

Толщина защитных жаростойких покрытий

Покрытие

Толщина покрытия, мкм

N+Si

62

C+Cr+Si

69

Cr+Si

63

C+Si

58

Si

74

 

Анализ результатов испытаний на жаростойкость образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с диффузионными жаростойкими покрытиями экспериментальных составов (Si, C+Si, Cr+Si, C+Cr+Si, N+Si) и без них показал (рис. 3), что:

– диффузионное покрытие системы N+Si не обеспечивает защиту сплава при температуре до 1350°С (рис. 3, I);

– на образцах с диффузионным покрытием состава C+Si на торцах наблюдаются очаги коррозии (рис. 3, IV);

– диффузионные покрытия Si, Cr+Si, C+Cr+Si обеспечивают защиту жаропрочного сплава на основе ниобия при температуре до 1350°С на базах до 15 ч (рис. 3, II,III,V);

– высокотемпературная эксплуатация жаропрочного сплава на основе ниобия без покрытия невозможна (рис. 3, VI);

Потери удельной массы образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия после 15 ч испытаний на изотермическую жаростойкость при 1350°С приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Удельное изменение массы образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия
с покрытиями и без них после испытаний на изотермическую жаростойкость
при 1350
°С в течение 15 ч

Покрытие

Удельное изменение массы образцов, г/м2, после испытаний в течение, ч

5

10

15

Без покрытия

36,36

-146,18

-250,55

N+Si

15,74

34,28

-76,18

C+Cr+Si

13,36

26,18

36,40

Cr+Si

10,84

16,36

22,12

C+Si

12,64

24,16

-18,23

Si

10,17

14,55

21,20

 

 

 

Рис. 3. Внешний вид образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с покрытиями состава N+Si (I), С+Cr+Si (II), Cr+Si (III), C+Si (IV) и на основе Si (V) и без них (VI) после испытаний на жаростойкость по режимам:

а – при 1100°С, 2 ч; б – при 1300°С, 15 ч; в – при 1350°С, 15 ч; г – при 1100°С, 15 ч; д – при 1100°С, 25 ч; е – при 1300°С, 1 ч; ж – при 1350°С, 15 ч

После испытаний на жаростойкость при 1350°С в течение 15 ч, исследовали структуру покрытий на образцах из жаропрочного сплава на основе ниобия с покрытиями Si и Cr+Si. Для этого провели металлографические исследования указанных образцов. Определено, что покрытия после испытаний сохранились, имеют равномерную и однородную структуру (рис. 4).

 

Рис. 4. Микроструктура образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с покрытиями Si (а) и Cr+Si (б) после испытаний на жаростойкость при температуре 1350°С в течение 15 ч

 

Проведены исследования влияния структурной неоднородности поверхности образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия на защитные свойства жаростойкого покрытия в области температур до 1350°С. Для этого на образцы из жаропрочного сплава на основе ниобия с различными поверхностными дефектами (поры, микротрещины, сохранившиеся после гомогенизационного отжига вторичные фазы на поверхности образцов) диффузионным методом нанесены покрытия Si и Cr+Si (рис. 5).

 

Рис. 5. Внешний вид образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с поверхностными дефектами:

а – поры на поверхности; б – микротрещины на поверхности; в – вторичная фаза на поверхности образца, сохранившаяся после гомогенизационного отжига (образец после цементации)

 

Рис. 6. Внешний вид образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия (с дефектами в поверхностном слое) с покрытиями на основе Si (а, б) иСr+Si (в, г) после испытаний на жаростойкость при температуре 1350°С в течение 2 ч

Установлено, что все образцы с покрытиями после 2 ч испытаний при температуре1350°С начали разрушаться. Причиной разрушения явились дефекты структуры поверхности образцов: поры (рис. 6, а), микротрещина (рис. 6, г) и вторичная фаза, сохранившаяся после гомогенизационного отжига (рис. 6, б, в). Таким образом, выявлено, что наличие указанных дефектов в поверхностном слое жаропрочного сплава на основе ниобия приводит к катастрофическому снижению жаростойкости покрытия (все образцы доведены до разрушения).

 

Обсуждение и заключения

На основании проведенных исследований установлено, что цементацию образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия проводят с целью формирования барьерного слоя под жаростойким покрытием, препятствующего взаимной диффузии элементов покрытия и сплава. При отсутствии барьерного слоя диффузия элементов покрытия в сплав приводит, с одной стороны, к нарушению элементного баланса сплава и, как следствие, к разупрочнению сплава, с другой – к резкому снижению жаростойкости покрытия.

Хромирование поверхности сплава из ниобия проводят с целью повышения жаростойкости покрытия и предположительного образования на поверхности фазы Лавеса (NbCr2), которая также повышает жаростойкость покрытия; силицирование – для формирования жаростойкого силицидного покрытия на поверхности сплава, которое (в отличие от алюминидных покрытий) способно обеспечить защиту сплава при температурах 1350°С и выше.

По результатам сравнительных испытаний образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с диффузионными покрытиями (N+Si, Si, C+Si, C+Cr+Si, Cr+Si) и без них на жаростойкость при температуре 1350°С на базе до 15 ч установлено, что покрытия Si и Cr+Si обеспечивают защиту материала основы (Δmсоставляет 21,20 и 22,12 г/м2 соответственно) и превосходят по жаростойкости покрытие состава С+Cr+Si.

Металлографические исследования образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия с покрытиями Si и Cr+Si после испытаний на жаростойкость при температуре 1350°С в течение 15 ч показали, что покрытия после испытаний имеют равномерную и однородную структуру.

Исследовано влияние структурной неоднородности поверхности образцов из жаропрочного сплава на основе ниобия на защитные свойства жаростойкого покрытия в области температур до 1350°С и определено, что наличие дефектов в поверхностном слое материала основы приводит к катастрофическому снижению жаростойкости покрытия.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Литые лопатки газотурбинных двигателей: сплавы, технологии, покрытия / под общ. ред. Е.Н. Каблова. 2-е изд. М.: Наука, 2006. 632 с.
3. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 36–52.
4. Kablov E.N., Petrushin N.V., Sidorov V.V. Rhenium in the thermally stable nickel alloys for single‐crystal blades of gas‐turbine engines // 7th International Symposium on Technetium and Rhenium Science and Utilization. 2011. Р. 2–7.
5. Матвеев П.В., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Косьмин А.А. Защитные жаростойкие покрытия для сплавов на основе интерметаллидов никеля // Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 12–15.
6. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Heat-resistant coatings for the high-pressure turbine blades of promising GTEs // Russian metallurgy (Metally). 2012. No. 1. P. 1–7.
7. Захарова Г.В., Попов И.А., Жорова Л.П., Федин Б.В. Ниобий и его сплавы. М.: Гос. науч.-технич. изд-во лит-ры по черной и цветной металлургии, 1961. 196 с.
8. Stupik D., Donovn M.M., Barronj A.R., Jervis T.R., Nastasi M. The interfacial mixing of silicon coatings on niobium metal: a comparative study // Thin Solid Films. 1992. No. 207. P. 138–143.
9. Streiff R. Protection of materials by advanced high temperature Coatings // Journal de physique IV. 1993. Vol. 3. No. 111. P. 17–41.
10. Fukumoto M., Matsumura Y., Hayashi S., Narita T., Sakamoto K., Kasama A., Tanaka R. Coatings of Nb-based Alloy by Cr and/or Al Pack Cementations and Its Oxidation Bahavior in Air at 1273-1473K // Materials Transactions. 2003. Vol. 44. No. 4. P. 731–735.
11. Hayashi S., Takagi S., Yamagata R., Narita T., Ukai S. Formation of Exclusive Al2O3 Scale on Nb and Nb-Rich Alloys by Two-Step Oxygen-Aluminum Diffusion Process // Oxidation of Metals. 2012. No. 78. P. 167–178.
12. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Жаростойкие и теплозащитные покрытия для лопаток турбины высокого давления перспективных ГТД // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 60–70.
13. Oxidation resistant coating for Niobium – based silicide Composites: pat. 6521356 US; publ. 18.02.03.
14. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Луценко А.Н. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей // Металлы. 2007. №5. С. 23–34.
15. Tsirlin M.S., Kasatkin A.V., Byalobzheskii A.V. An oxidation-resistant silicide coating for niobium alloys // Poroshkovaya metallurgiya. 1978. No. 12. P. 31–34.
16. Novak M., Levi C. Oxidation and Volatilization of Silicide Coatings for Refractory Niobium Alloys // Proceedings of IMECE. Seattle. 2007.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Litye lopatki gazoturbinnyh dvigatelej: splavy, tehnologii, pokrytiya / pod obshh. red. E.N. Kablova. 2-e izd. [Cast blades of gas turbine engines: alloys, technologies, coverings / gen. ed. by E.N. Kablov. 2nd ed.]. M.: Nauka, 2006. 632 s.
3. Kablov E.N., Petrushin N.V., Svetlov I.L., Demonis I.M. Nikelevye litejnye zharoprochnye splavy novogo pokoleniya [Nickel foundry heat resisting alloys of new generation] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. C. 36–52.
4. Kablov E.N., Petrushin N.V., Sidorov V.V. Rhenium in the thermally stable nickel alloys for single‐crystal blades of gas‐turbine engines // 7th International Symposium on Technetium and Rhenium Science and Utilization. 2011. Р. 2–7.
5. Matveev P.V., Budinovskij S.A., Muboyadzhyan S.A., Kosmin A.A. Zashhitnye zharostojkie pokrytiya dlya splavov na osnove intermetallidov nikelya [High-temperature coatings for intermetallic nickel-based alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 12–15.
6. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Heat-resistant coatings for the high-pressure turbine blades of promising GTEs // Russian metallurgy (Metally). 2012. No. 1. P. 1–7.
7. Zaharova G.V., Popov I.A., Zhorova L.P., Fedin B.V. Niobij i ego splavy [Niobium and its alloys]. M.: Gos. nauch.-tehnich. izd-vo lit-ry po chernoj i cvetnoj metallurgii, 1961. 196 s.
8. Stupik D., Donovn M.M., Barronj A.R., Jervis T.R., Nastasi M. The interfacial mixing of silicon coatings on niobium metal: a comparative study // Thin Solid Films. 1992. No. 207. P. 138–143.
9. Streiff R. Protection of materials by advanced high temperature Coatings // Journal de physique IV. 1993. Vol. 3. No. 111. P. 17–41.
10. Fukumoto M., Matsumura Y., Hayashi S., Narita T., Sakamoto K., Kasama A., Tanaka R. Coatings of Nb-based Alloy by Cr and/or Al Pack Cementations and Its Oxidation Bahavior in Air at 1273-1473K // Materials Transactions. 2003. Vol. 44. No. 4. P. 731–735.
11. Hayashi S., Takagi S., Yamagata R., Narita T., Ukai S. Formation of Exclusive Al2O3 Scale on Nb and Nb-Rich Alloys by Two-Step Oxygen-Aluminum Diffusion Process // Oxidation of Metals. 2012. No. 78. P. 167–178.
12. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Zharostojkie i teplozashhitnye pokrytiya dlya lopatok turbiny vysokogo davleniya perspektivnyh GTD [Heat resisting and heat-protective coverings for turbine blades of high pressure of perspective GTE] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 60–70.
13. Oxidation resistant coating for Niobium – based silicide Composites: pat. 6521356 US; publ. 18.02.03.
14. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A., Budinovskij S.A., Lucenko A.N. Ionno-plazmennye zashhitnye pokrytiya dlya lopatok gazoturbinnyh dvigatelej [Ion-plasma protecting covers for blades of gas turbine engines] // Metally. 2007. №5. S. 23–34.
15. Tsirlin M.S., Kasatkin A.V., Byalobzheskii A.V. An oxidation-resistant silicide coating for niobium alloys // Poroshkovaya metallurgiya. 1978. No. 12. P. 31–34.
16. Novak M., Levi C. Oxidation and Volatilization of Silicide Coatings for Refractory Niobium Alloys // Proceedings of IMECE. Seattle. 2007.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.